Евразийский
научный
журнал

Сущностные характеристики девиантного поведения подростков

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Попова Марина Юрьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2015»  (сентябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 4273
Показать PDF версию Сущностные характеристики девиантного поведения подростков
Попова Марина Юрьевна
В работе проводится современный анализ сущности понятия «девиантное поведение подростков», выделяются признаки и специфические особенности отклоняющегося поведения, помогающие отличить его от других явлений, установить наличие и степень развития. Рассматривается трактовка смежных понятий и терминов.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, педагогическая проблема, нормы, отклонения, делинквентность, трудновоспитуемость, педагогическая запущенность, дезадаптация.

Сложнейшие, трудно прогнозируемые социально-экономические и общественно-нравственные трудности современного этапа в развитии нашего общества обострили проблему воспитания и становлениямолодежи, так как она оказалась наиболее чувствительна к социальным и психологическим переменам. Рост подростковой преступности,суицида, алкоголизма, наркомании и т. д. сегодня становится серьезной государственной проблемой. К решениюэтого вопроса обращаются на разных уровнях: правовом, медицинском, психологическом, социальном. Девиантное поведение детей и подростков является также и актуальной педагогической проблемой, эффективное решение которой на современном этапе позволит повысить уровень педагогической работы с будущими поколениями, соответственно, нравственную чистоту, и стабильность общества. На мой взгляд, создание действующих, и эффективных, инструментов профилактики и коррекциидевиантного поведения подростков требует подробного рассмотрения неоднозначных теоретических аспектов проблемы, одним из которых является сущностная характеристика понятия «подростки девиантного поведения».

Проблема девиантного поведения рассматривается различными направлениями исследований в рамках таких базовых понятий, как: «отклоняющееся поведение», «делинквентность», «асоциальноеповедение», «агрессивное», «деструктивное поведение», «трудновоспитуемость», «дезадаптивность», «педагогическая запущенность», «нравственная запущенность». Ряд этих терминов трактуется неоднозначно и поэтому требует особого внимания. В работах многих педагогов и психологов приводится термин «отклоняющееся поведение». Я. И. Гилинский под отклоняющимся поведением понимает «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным, фактически сложившимся в данном обществе нормам. В.В.Ковалёвопределяет девиантное поведение как «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества».

Таким образом, несмотря на различия в трактовках, практически все авторы главным критерием девиантного (отклоняющегося) поведения считают нарушение социальных норм, принятых вданном обществе. Отличительными особенностями социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей и обладают такими свойствами, как относительность и историческая изменчивость. В современных условиях, когда разрушены одни нормы и еще не сформировались другие, толкование и применение норм значительно усложняется.

Как правило, в отечественной педагогической литературе девиантное поведение рассматривается на примере трудных детей и подростков, представляющих группу повышенного социального риска. В науке существует несколько понятий, характеризующих эту группу «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «дезадаптивные».

Поведение таких подростков отличается рядомособенностей: искаженное отношение к окружающей действительности, недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритики, стремление к престижу в неформальной группе. Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает егоподатливым как всторону социально-позитивных, так и социальнонегативных влияний. В силу этих обстоятельств ряд авторов (Я. И. Гилинский, Ю. А. Клейберг идр.) предлагает различать «первичную» и «вторичную» девиации. Первичная девиация – это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины; вторичная девиация – подтверждение (вольное илиневольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение. С. А. Беличева к детям и подросткам группы социального риска относит детей с различными формами дезадаптации, выражающейся в затруднении усвоения социальных ролей, учебныхпрограмм, норм и требований социальных институтов. По мнению В. Н. Мясищева, трудновоспитуемость выражается в неправильном отношении ребенка к общеобразовательной школе, учителям,стремлении к неорганизованному досугу, ярким впечатлениям улицы, неподчинении школьному режиму и общим правилам, проявлять дерзость, грубость. В целом же в современной педагогической литературе авторы указывают на разность понятий«трудновоспитуемость» и «педагогическая запущенность», характеризуя педагогическую запущенность как деформацию развития и социализации личности, атрудновоспитуемость как специфическое отношение личности к воспитанию и перевоспитанию.

Учеными установлено, что в девиантном поведении могут выявляться отклонения корыстнойнаправленности, агрессивной ориентации и отклонения социально-пассивного типа (выражаются в стремлении ухода от общественнойжизни – уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, крайняя форма – самоубийство). Исследователи выделяют также речевые проявленияагрессии (сквернословие, хамство и т. д.). Таким образом, девиантное поведение как по содержанию, так и по общественной опасности может проявляться в различных социальных отклонениях, начиная с нарушения норм морали, незначительных правонарушений и заканчивая тяжкими преступлениями.

Итак, в результате анализа психолого-педагогической литературы и проведенного исследования я установила, что подростки девиантного поведения в целом имеют ряд типичных особенностей: трудности в обучении, во взаимоотношениях с родителями, друзьями, учителями, одноклассниками, неорганизованность, зависимость от других; нарушения самоотношения и самопонимания, формирования жизненных ценностей, ориентиров, идеалов; поиск свободы через бегство от правил и норм, испытание себя и других, поиск и расширение границ возможного; отсутствие позитивных интересов и целей; обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности; переживание неудачности, отсутствие волевого самоконтроля; наличие акцентуированных черт характера, неумение находить адекватные средства и способы поведения в трудных ситуациях, отсутствие благополучной семьи и уважения к родителям.

Таким образом, изучив сущностные характеристики девиантного поведения подростков, есть необходимость дать собственное определение понятию «девиантное поведение подростков»: под девиантным поведением подростков понимается многократно повторяющиеся поступки и действия, противоречащие наиболее важным, общепринятым правовым и общественным нормам, причиняющие ущерб окружающим людям и личности самого подростка, приводящие к различным формам дезадаптации.