Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Сущность и структура военно-патриотического воспитания школьников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Путятин Сергей Николаевич
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 12977
Показать PDF версию Сущность и структура военно-патриотического воспитания школьников

Путятин Сергей Николаевич
МОУ «Майская гимназия Белгородского района
Белгородской области»

Составной частью процесса формирования патриотического сознания является военно-патриотическое воспитание. Его особенности обусловлены, главным образом, целями подготовки граждан к защите Отечества. Военно-патриотическое воспитание, осуществляет не только подготовку школьников к воинской службе, но и укрепляет духовный потенциал всего народа, способствует повышению сознательности и социальной активности граждан, обеспечению мира. Существует множество определений основ военно-патриотического воспитания, например: «Военно-патриотическое воспитание можно определить как непрерывный, целенаправленный процесс формирования у людей высоких морально-политических и психологических качеств, вооружение их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения задач защиты Отечества» [1].

Военно-патриотическое воспитание — это процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования патриота, преданного своей родине и умелого защитника Отечества. Следовательно, военно-патриотическое воспитание есть составная часть патриотического воспитания, активный процесс систематического, планомерного и комплексного воздействия преподавателей, государственных и общественных организаций на сознание и поведение школьников в процессе их жизни, учебы и деятельности, в целях формирования у них высоких морально-политических, психологических, боевых и физических качеств, необходимых для успешного выполнения в любых условиях задач военной защиты Отечества.

Учитывая авторитетные мнения, мы будем понимать под военно-патриотическим воспитанием многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у школьников высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель военно-патриотического воспитания — развитие у школьников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Содержание военно-патриотического воспитания обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования личности школьников, главными тенденциями развития этого процесса.

С учетом этих факторов в содержании военно-патриотического воспитания, можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и др.) [2] Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отчества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы. [3].

В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил России, других воинских формирований и органов, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами, прежде всего, практического характера, которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других связанных с ней видов государственной службы.

Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить понимание школьником своей роли и места в служении Отечеству, которое основано на высокой личной ответственности за выполнение требовании военной и государственной службы в будущем, убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях, формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка. [4]

Сегодня в содержании военно-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности: гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность, общенациональность в государственном масштабе; приоритет общественно-государственных интересов над личными; лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; патриотизм, преданность своему Отечеству; преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил России; самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений; гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Среди ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяются патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству, которые являются стержнем содержания военно-патриотического воспитания молодежи.

Готовность к достойному служению Отечеству — это многокомпонентное образование, соответствующее системе требований, предъявляемых обществом и его военной организацией к личности, являющееся результатом ее воспитания и подготовки к выполнению функций по защите общества и государства и выражающееся в реальной способности к их осуществлению в специфических. К числу ценностей, на которых основывается военная и другие виды государственной службы в Вооруженных Силах России, относят гражданский долг — внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства.

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания выделяют научность, гуманизм, демократизм, приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников, с учетом особенностей различных категорий, многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания, его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств на основе индивидуального подхода, тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания школьников призвана обеспечить развитие у них заинтересованного отношения к военной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным направлениям:

— духовно-нравственное — осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении;

— историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;

— политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил России в политической системе общества и государства;

— патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян, включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;

— психологическое — формирование высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной службы. [5]

Воспитание на воинских традициях представляет собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на школьников, являются: верность военной присяге, Боевому знамени и Военно-морскому флагу;

— служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам: самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие. [6]

Воспитание на традициях включает: активное использование героических достижений, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и славы воинов; приобщение ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действии в Афганистане, «горячих точках» России к основным мероприятиям военно-патриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил РФ, насыщение воинских ритуалов эмоционально окрашенным чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.

Выделение и обоснование направлений военно-патриотического воспитания непростое дело. И обусловлено это сложностью проблем классификации вообще. К тому же классификация направлений военно-патриотического воспитания школьников — явление редкое. Оставаясь неизменным по своей конечной цели, подготовке достойных защитников Родины, оно оказывается весьма динамичным в процессе формирования личности патриота, в выборе применяемых средств, форм и методов.

При классификации направлений военно-патриотического воспитания оптимально выделять ряд оснований. Это позволит более полно проанализировать как содержание самого военно-патриотического воспитания, так и его практическую эффективность.

Беря за основание направленность военно-патриотического воспитания, можно выделить три основных его элемента — морально-политическую, военно-техническую и физическую подготовку.

К методам практического направления военно-патриотического воспитания школьников мы относим посещение действующих военных частей; выпуск тематических газет, посвященных знаменательным датам; проведение вечеров памяти для ветеранов и пожилых людей; возложение венков к Вечному огню; встречи школьников с сотрудниками правоохранительных органов, а так же встречи с работниками военкоматов по вопросам службы в армии.

Таким образом, под военно-патриотическим воспитанием школьников мы понимаем многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель военно-патриотического воспитания — развитие у школьников гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к активному проявлению в различных сферах жизни общества. Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целями и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования школьников, главными тенденциями развития этого процесса.

Список литературы

  1. Бублик Л. Военно-патриотическое воспитание: сущность и структура. — М.: Коммунист Вооруженных Сил, 1976, С. 9-10.
  2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: Государственная программа.
  3. Военно-патриотическое воспитание молодежи: Проблемы и опыт. — М.: Патриот ,2001.
  4. Железнова Л.Б. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи. - М.: 2012.
  5. Железнова Л.Б. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи. - М.: 2008.
  6. Бачевский В. К вопросу о военно-патриотическом воспитании// Военные знания.-2011.-N1.-С.29-30.