Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Магомадов Мурад Имранович,
Магистрант направления подготовки 40.04.01. "Юриспруденция"
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: kafedraupik@inbox.ru
Сущность судебного контроля при производстве дознания заключается в контроле за законностью и обоснованностью действий и решений дознавателя, ограничивающих конституционные права личности. Автором проанализированы следующие формы судебного контроля на стадии досудебного производства:
1) судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, ограничивающих конституционные права и свободы участников уголовного судопроизводства;
2) судебный контроль за законностью и обоснованностью производства следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан;
3) судебный контроль за законностью и обоснованностью действий (бездействия) и решений органов досудебного производства, ограничивающих право граждан на доступ к правосудию или иным образом ограничивающих конституционные права граждан при производстве по уголовному делу.
Несмотря на полемику сторонников судебного контроля в досудебном производстве (Р.А. Александров, Л.М. Володина, О.В. Гладышева, Н.А. Колоколов, И.А. Кондрат, А.И. Леонов, В.А. Семенцов) и его противников, считающих судебный контроль формальной проверкой (В.В. Кальницкий, Н.Н. Ковтун, С.Б. Россинский, Е.Н. Суслова), диссертант относит судебный контроль при производстве дознания к мерам защитного характера, обеспечивающих законность и обоснованность ограничения прав личности.[1]
Автором проанализированы и выделены 5 групп полномочий прокурора по надзору за производством дознания: 1) по проверке исполнения требований уголовно-процессуального законодательства для обеспечения всесторонности, полноты и объективности расследования; 2) по разрешению отводов, заявленных дознавателю, а также его самоотводов; по соединению уголовных дел (ч. 3 ст. 153 УПК РФ), об отмене постановления о приостановлении дознания и возобновлении его производства (ч. 3.1 ст. 223 УПК РФ), о принятии решения в соответствии со ст.
Сравнительный анализ процессуальных полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания по контролю за производством дознания выявил необходимость регламентации процессуального статуса начальника органа дознания в отдельной статье главы 6 УПК РФ, что повысит эффективность дознания и обеспечит большую гарантированность прав личности.
Литература: