Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Белов Александр Анатольевич
ООО "ПЕНОПЛЭКС СПб"
Заместитель генерального директора по продажам
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
E-mail: avtor@disper.ru
Аннотация. Управление таможенной деятельностью охватывает широкий круг вопросов, входящих в компетенцию всей вертикали государственной власти – от законодательных органов государства в отдельных таможенных органов. В результате эффективность таможенной деятельности определяется качеством государственной таможенной политики, качеством механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и качеством его реализации.
Ключевые слова: таможня, комплекс, услуга, структура, предоставление.
Annotation. Customs operations management covers a wide range of issues within the competence of the whole vertical of state power - the legislature of the state in the individual customs authorities. As a result, the efficiency of customs activity is determined by the quality of the state customs policy as a mechanism of customs and tariff regulation of foreign economic activity (FEA) and the quality of its implementation.
Keywords: custom, complex service structure to provide.
Результаты деятельности таможенных органов имеют существенные недостатки, не всегда соответствуют общим требованиям к качеству результативности работы. Это в значительной мере следствием неэффективного управления таможенной деятельностью – отсутствием надлежащих систем управления таможенной политикой, таможенно-тарифным механизмом регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенными органами [2, с. 143].
Это обстоятельство вызывает необходимость проведения исследований, направленных на создание эффективной системы управления таможенной деятельностью, будет позволять таможенной системе максимально удовлетворять требования заказника таможенных функций, то есть государства, и обеспечивать необходимое количество таможенных услуг для участников ВЭД [1, с. 18].
Деятельность таможни как ключевого элемента таможенной системы уже давно находится в центре внимания ученых и практиков, изучающих проблемы таможенного дела. Однако специфика проведенных исследований не дает достаточно полной научной информации для создания современных систем управления всем комплексом таможенной деятельности и, прежде всего, формирование государственной таможенной политики и механизмов ее реализации [3, с. 100].
Целью статьи является исследование проблем управления таможенной деятельностью, обоснование и разработка методологических рекомендаций по созданию системы управления таможенными органами по критерию качества результатов труда для повышения эффективности управления и качества проведенных таможенных процедур.
Таможенная система относится к достаточно сложной отрасли народного хозяйства. Ее деятельность влияет на безопасность граждан и государства, на экономические показатели деятельности государства. Ведь поступления от таможенной службы в государственную казну, ее общий вклад в бюджет в каждом государстве свидетельствуют об уровне эффективности работы таможенных органов.
Для управления таможенной службой следует иметь системное представление о ее компонентах, элементах и их взаимосвязи. Выделяют три логические схемы системы управления таможенной службой:
- внешнее управление в отношении таможенной службы;
- управления общественными процессами со стороны таможенной службы;
- внутреннее управление в системе таможенной службы, то есть обеспечение организации и функционирования системы.
Важной компонентой системы управления является процесс управления . Процесс управления – это деятельность объединенных в систему субъектов управления, направленная на изменение качественных состояний управляемого объекта, на достижение целей коллектива путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.
Таким образом, управление в таможенной службе можно определить как особый вид деятельности специально созданного управленческого аппарата и должностных лиц, наделенных определенными полномочиями по упорядочению системы таможенной службы, обеспечения ее оптимального функционирования и развития с целью эффективного решения задач по реализации таможенной политики государства.
Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизм управления, структура управления, процесс управления и механизм совершенствования системы управления.
Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяют следующие аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный (табл.).
Таблица 1 – Основные аспекты процесса управления
Название аспекта | Характеристика |
методологический | Заключается в реализации процесса управления по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, разработка управленческого решения |
функциональный | Реализация общих функций управления в определенной последовательности |
экономический | Определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности ресурсов управляемой системы и оценкой их использования |
организационный | Заключается в использовании организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность |
социальный | Определяется участием человека во всех его этапах, независимо от той или иной степени автоматизации управления |
информационный | Заключается в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации) |
Главной целью управления в системе таможенных органов, то есть целью стратегического управления является обеспечение реализации таможенной политики.Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономических программ и планов.
Список литературы
References