Евразийский
научный
журнал

Структурные компоненты управления развитием комплекса таможенных услуг

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Савельева Анна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 2214
Показать PDF версию Структурные компоненты управления развитием комплекса таможенных услуг

Белов Александр Анатольевич
ООО "ПЕНОПЛЭКС СПб"
Заместитель генерального директора по продажам
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
E-mail: avtor@disper.ru

Аннотация. Управление таможенной деятельностью охватывает широкий круг вопросов, входящих в компетенцию всей вертикали государственной власти – от законодательных органов государства в отдельных таможенных органов. В результате эффективность таможенной деятельности определяется качеством государственной таможенной политики, качеством механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и качеством его реализации.

Ключевые слова: таможня, комплекс, услуга, структура, предоставление.

Annotation. Customs operations management covers a wide range of issues within the competence of the whole vertical of state power - the legislature of the state in the individual customs authorities. As a result, the efficiency of customs activity is determined by the quality of the state customs policy as a mechanism of customs and tariff regulation of foreign economic activity (FEA) and the quality of its implementation.

Keywords: custom, complex service structure to provide.

Результаты деятельности таможенных органов имеют существенные недостатки, не всегда соответствуют общим требованиям к качеству результативности работы. Это в значительной мере следствием неэффективного управления таможенной деятельностью – отсутствием надлежащих систем управления таможенной политикой, таможенно-тарифным механизмом регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенными органами [2, с. 143].

Это обстоятельство вызывает необходимость проведения исследований, направленных на создание эффективной системы управления таможенной деятельностью, будет позволять таможенной системе максимально удовлетворять требования заказника таможенных функций, то есть государства, и обеспечивать необходимое количество таможенных услуг для участников ВЭД [1, с. 18].

Деятельность таможни как ключевого элемента таможенной системы уже давно находится в центре внимания ученых и практиков, изучающих проблемы таможенного дела. Однако специфика проведенных исследований не дает достаточно полной научной информации для создания современных систем управления всем комплексом таможенной деятельности и, прежде всего, формирование государственной таможенной политики и механизмов ее реализации [3, с. 100].

Целью статьи является исследование проблем управления таможенной деятельностью, обоснование и разработка методологических рекомендаций по созданию системы управления таможенными органами по критерию качества результатов труда для повышения эффективности управления и качества проведенных таможенных процедур.

Таможенная система относится к достаточно сложной отрасли народного хозяйства. Ее деятельность влияет на безопасность граждан и государства, на экономические показатели деятельности государства. Ведь поступления от таможенной службы в государственную казну, ее общий вклад в бюджет в каждом государстве свидетельствуют об уровне эффективности работы таможенных органов.

Для управления таможенной службой следует иметь системное представление о ее компонентах, элементах и их взаимосвязи. Выделяют три логические схемы системы управления таможенной службой:

- внешнее управление в отношении таможенной службы;

- управления общественными процессами со стороны таможенной службы;

- внутреннее управление в системе таможенной службы, то есть обеспечение организации и функционирования системы.

Важной компонентой системы управления является процесс управления . Процесс управления – это деятельность объединенных в систему субъектов управления, направленная на изменение качественных состояний управляемого объекта, на достижение целей коллектива путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.

Таким образом, управление в таможенной службе можно определить как особый вид деятельности специально созданного управленческого аппарата и должностных лиц, наделенных определенными полномочиями по упорядочению системы таможенной службы, обеспечения ее оптимального функционирования и развития с целью эффективного решения задач по реализации таможенной политики государства.

Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизм управления, структура управления, процесс управления и механизм совершенствования системы управления.

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяют следующие аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный (табл.).

Таблица 1 – Основные аспекты процесса управления

Название аспекта Характеристика
методологический Заключается в реализации процесса управления по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, разработка управленческого решения
функциональный Реализация общих функций управления в определенной последовательности
экономический Определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности ресурсов управляемой системы и оценкой их использования
организационный Заключается в использовании организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность
социальный Определяется участием человека во всех его этапах, независимо от той или иной степени автоматизации управления
информационный Заключается в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации)


Главной целью управления в системе таможенных органов, то есть целью стратегического управления является обеспечение реализации таможенной политики.Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономических программ и планов.

Список литературы

  1. Джумабеков А.М. Участие таможни в регулировании внешнеторговой деятельности // Вопросы экономических наук. 2016. № 3 (79). С. 17-19.
  2. Латышева М.М. Меры по совершенствованию методов управления персоналом в калужской таможне и их эффективность // Инновационная наука. 2016. № 6-1. С. 143-144.
  3. Помазкина Е.В. Проблемы определения страны происхождения товаров и предоставления тарифных преференций в практике таможенных органов (на примере тюменской таможни) // В сборнике: О политико-правовой модернизации в государстве: вопросы теории и практики 2016. С. 99-101.
  4. Селюков М.В., Худякова Е.Н. К вопросу о развитии валютного контроля в системе таможенных органов РФ (на примере белгородской таможни) // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-1. С. 194-197.

References

  1. Dzhumabekov A.M. Uchastie tamozhni v regulirovanii vneshnetorgovoj dejatel'nosti // Voprosy jekonomicheskih nauk. 2016. № 3 (79). S. 17-19.
  2. Latysheva M.M. Mery po sovershenstvovaniju metodov upravlenija personalom v kaluzhskoj tamozhne i ih jeffektivnost' // Innovacionnaja nauka. 2016. № 6-1. S. 143-144.
  3. Pomazkina E.V. Problemy opredelenija strany proishozhdenija tovarov i predostavlenija tarifnyh preferencij v praktike tamozhennyh organov (na primere tjumenskoj tamozhni) // V sbornike: O politiko-pravovoj modernizacii v gosudarstve: voprosy teorii i praktiki 2016. S. 99-101.
  4. Seljukov M.V., Hudjakova E.N. K voprosu o razvitii valjutnogo kontrolja v sisteme tamozhennyh organov RF (na primere belgorodskoj tamozhni) // Fundamental'nye issledovanija. 2016. № 5-1. S. 194-197.