Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Хатуев Ибрагим Русланович
Студент 2 курса магистратуры
Чеченского государственного университета
Юридический факультет
Наказание, будучи реальным выражением уголовно-правовой санкции, нуждается в рассмотрении именно с точки зрения санкций. При этом, по справедливому утверждению А. П. Козлова, в уголовном праве можно достаточно четко разграничить санкцию и наказание в их сущностном выражении: первая описывает возможные меры воздействия, второе представляет собой реальную меру воздействия по отношению к реальному преступнику за реально содеянное.
Прежде чем приступить к анализу структуры санкций уголовно-правовых норм, необходимо провести их отграничение от санкций других охранительных норм. Это позволит выявить некоторые особенности санкций уголовно-правовых норм.
Санкции охранительных норм различаются по характеру. Это обусловлено отраслевой принадлежностью охранительных норм. Нормы уголовного и административно-карательного права содержат, прежде всего, санкции штрафного характера, предусматривающие для виновных известные лишения, дополнительные обременения. В гражданском праве они обеспечивают защиту конкретных субъективных прав, поэтому наряду со штрафными большое место занимают восстановительные санкции. По нашему мнению в уголовно-правовых санкциях также содержится восстановительный элемент, который определяется такой функцией наказания как восстановление социальной справедливости.
Функции наказания, как института права, определяются его целями, сформулированными в уголовном законе (ч. 2 ст. 43 УК РФ): восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. А функции наказания, в свою очередь, определяют структуру института наказания в целом.
В уголовно-правовой литературе сложилось двойственное понимание санкций. Во-первых, поскольку санкция органически связана с логической структурой правовой нормы, то она рассматривается как часть уголовно-правовой нормы, в которой предусмотрены уголовно-правовые последствия преступного поведения в форме определенных видов наказаний с указанием их количественных пределов. Во-вторых, санкция понимается как мера воздействия на лицо, совершившее преступление, в конкретном выражении. В нашем исследовании мы придерживаемся понимания санкции как части уголовно-правовой нормы.
Более того, выбор нами изложенной позиции обусловлен конкретными задачами на этапе исследования статической характеристики системы наказаний. Уголовно-правовая санкция присутствует в структуре правовой нормы на статическом уровне, где нормативные требования, адресованные гражданам, а вернее сказать, физическим лицам, подкрепляются угрозой неблагоприятных правовых последствий в случае их нарушения. В данном случае санкция выполняет общепредупредительную функцию, указывая на возможные варианты неблагоприятных правовых последствий за нарушение уголовно-правового запрета, угрожая при этом наказанием.
В процессе рассмотрения санкций, необходимо указать на некоторые особенности уголовно-правовых норм. В общей теории права подробно разработан вопрос о структуре нормы права. Классический вариант структуры нормы права предполагает ее трехэлементный состав: гипотезу, диспозицию и санкцию. Однако, деление отраслей права на регулятивные и охранительные имеет следствием определенные различия в структуре норм права указанных отраслей.
Уголовное право, будучи по своей природе охранительной отраслью права, содержит нормы, структура которых не укладывается в рамки классического понимания. Вопрос об элементном составе уголовно-правовой нормы в доктрине уголовного права является дискуссионным. Поскольку указанный вопрос не является предметом настоящего исследования, позволим себе остановиться лишь на некоторых общих положениях.
Структура нормы — это ее внутреннее строение, складывающееся из элементов, связанных между собой. Норма права регулирует общественные отношения, указывая на должное или дозволенное поведение участников отношений в определенных ситуациях. Отсюда вытекает, что норма права складывается из двух взаимосвязанных частей. Первая часть описывает в обобщенном плане ситуацию, условия, факты, на которые распространяется ее действие. Вторая часть указывает на юридические последствия, т. е. на права и обязанности (на дозволенное и должное поведение), наступающие при наличии условий, указанных в первой части.
Отступая от рассмотрения классической структуры нормы, следует обратить внимание на такую особенность некоторых санкций УК РФ, как указание не только на вид наказания, но и на способ его исчисления. Так, например, лишение свободы может быть назначено реально, либо условно, но такого указания в санкциях УК РФ не встречается, чего нельзя наблюдать в отношении наказания в виде штрафа.
В данном контексте следует обратить внимание на то, что, например, санкции статей, предусматривающие штраф в качестве одного из видов наказания, в абсолютном большинстве содержат альтернативно два способа его исчисления — в абсолютных показателях и в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Поэтому, эти два способа исчисления наказания в виде штрафа являются универсальными. Но существуют еще два способа назначения наказания в виде штрафа: в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки; кратно сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Эти два способа исчисления штрафа являются специальными, возможность применения которых ограничена определенными нормами, закрепленными в Особенной части УК РФ. В особенности это относится к способу исчисления штрафа в величине, кратной сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.
Исходя из рассматриваемых особенностей уголовно-правовых норм, предполагается, что Общая часть УК РФ должна содержать общие положения относительно правовых установлений, содержащихся в Особенной части УК РФ. Поскольку законодатель расширяет сферу применения кратного штрафа, считаем целесообразным в качестве третьего способа исчисления штрафа предусмотреть универсальную кратность, применение которой возможно в отношении большего количества составов преступлений.
Проблемы, связанные с существующей в ст. 44 УК РФ системой наказаний, напрямую отражаются на структуре санкций статей Особенной части УК РФ. Например, как справедливо отмечает В. А. Уткин, «отсутствие необходимой «ступенчатости» в реальной системе наказаний, учитывающей в том числе необходимость наказания, «промежуточного» между «свободой» и «несвободой», порождает отсутствие необходимой «ступенчатости» в санкциях статей Особенной части УК РФ. Кроме того, наличие в системе наказаний не введенных в действие видов наказаний также отражается на структуре санкций статей Особенной части УК РФ. Большинство опрошенных нами респондентов высказали мнение о нецелесообразности существования в законе наказаний, которые не исполняются. Фактически закон загромождается недействующими положениями, общество вводится в заблуждение относительно «богатства» выбора видов наказания.
Поэтому санкции уголовно-правовых норм являются своеобразным отражением структуры системы наказаний. Законодатель при формировании санкции конкретной статьи Особенной части УК РФ ограничен системой наказаний. Избирая для включения в санкцию определенные элементы, образующие систему наказаний, следует учитывать ее системный характер.
Безусловно, виды наказаний в санкции должны, в первую очередь, отражать характер и степень общественной опасности преступления. Следовательно, чем выше общественная опасность преступления, тем более строгие виды наказаний должны присутствовать в санкции за совершение такого преступления, и наоборот.
Однако, кроме учета общественной опасности преступления, в процессе формирования санкций уголовно-правовых норм нельзя пренебрегать системными характеристиками системы наказаний, которая выступает формальным источником формирования санкций.
В частности, системные признаки системы наказаний должны быть учтены в следующих случаях.
Во-первых, если в санкции уголовно-правовой нормы присутствует элемент (вид наказания), который не имеет связи с другими элементами (видами наказаний), то в предусмотренных законом случаях замены наказания реализовать это будет невозможно.
Во-вторых, в том случае, если в санкции уголовно-правовой нормы присутствует элемент (вид наказания), который не имеет средств реализации, либо не применяется на практике по иным причинам, то назначение этого вида наказания бессмысленно. Более того, в связи с этим санкция становится менее альтернативной, так как сокращается количество элементов (видов наказаний), которые фактически могут быть назначены.
В-третьих, введение нового элемента в систему наказаний должно сопровождаться изменением санкций. Причем в санкции этот новый элемент (вид наказания) должен располагаться с учетом соотношения по степени строгости уже существующих в санкции элементов (видов наказаний).
В-четвертых, исключение существующего элемента из системы наказаний также должно сопровождаться изменением санкций, что приводит к увеличению количества менее альтернативных санкций.
Следовательно, структура системы наказаний напрямую связана со структурой санкций уголовно-правовых норм, которые также отражают ее системный характер.