Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Стратегия взаимодействия ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Вьюгова Татьяна Юрьевна, Никулина Оксана Александровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 3844
Показать PDF версию Стратегия взаимодействия ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС.

Вьюгова Татьяна Юрьевна
инструктор по физической культуре
  МБДОУ №133 г. Томск
Никулина Оксана Александровна
заведующий МБДОУ №133

Для определения деятельности по взаимодействию ДОУ и семьи на современном этапе, в период, когда происходит активное введение и определение значимости реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта, необходимо обратиться к истории принятия нормативных документов.

29 декабря 2012 года был принят Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». У Минобрнауки ушло 8 лет на подготовку к его принятию. Для принятия Закона об образовании назрела общественная необходимость. Он закрепил ключевые аспекты уже сложившейся системы общего образования и задал новые перспективы её развития. Новый закон нацелен на то, чтобы получивший образование человек был востребован, конкурентоспособен и уверен в успешном трудоустройстве. В связи с этим должна укрепиться связь между образовательной программой учреждения и требованиями современного, высокотехнологичного и быстроразвивающегося мира.

Новый закон предполагает абсолютно новое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Из выступления министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова в Государственной Думе РФ 17 октября 2012: «Мы исходим из того, что лучшее место для таких детей – вместе со всеми остальными. Образовательная система ни в коем случае не должна изолировать детей с ОВЗ…»

Новым законом дошкольное образование становиться уровнем общего образования. Признав за дошкольным образованием статуса уровня образования, появилась необходимость иметь федеральный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, а не федеральные образовательные требования к нему. Данный вопрос широко дискутировался, высказывались мнения о невозможности и нецелесообразности принятия решения о разработке стандарта, поскольку стандарт предполагает четкие требования к результатам освоения Образовательной Программы(ОП). А предъявление требований к результату на уровне ДО не соответствует принципам и особенностям этого уровня образования. На уровне «Дошкольное образование» признана нецелесообразной индивидуальная аттестация обучающихся.

Ст.58 ФЗ №273-ФЗ – проведение промежуточной аттестации для обучающихся не предусмотрена.

Ст.59, ст.64 ФЗ №273-ФЗ устанавливается, что освоение ОП дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся.

Педагогическая диагностика проводится исключительно с целью оценки индивидуального развития, связанная с эффективностью педагогических действий, лежащих в основе дальнейшее планирование. Проводится, исключительно, с целью решения образовательных задач: индивидуализации образования, оптимизации работы с группой детей.

Как же грамотно построить свою работу по реализации ФГОС ДОУ, решать образовательные задачи не имея четких аттестационных итогов? Ответом на этот вопрос становится новое в Законе о роли родителей. Новый закон расширяет роль родителей в образовательном процессе. Родители ни в буквальном, ни в переносном смысле не должны оставаться за порогом ОО. Закон закрепляет статус родителя как полноправного участника образовательного процесса, гарантирует ему открытость и прозрачность всей образовательной системы.

Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании детей.

Цель вспомогательно – методической помощи ОО: довести до педагогического коллектива новые требования ФГОС по взаимодействию с семьей. Основной задачей методической службы должно стать раскрытие направлений и форм взаимодействия ДОУ с семьей.

Можно выделить следующие цели работы ДОУ с семьей:

  • Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
  • Установление доверительных, партнерских отношений с родителями;
  • Организация работы с детьми ОВЗ всеми специалистами ДОУ;
  • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Цели определяют задачи взаимодействия ДОУ с родителями:

  • Работать в тесном контакте с семьями воспитанников;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Направления по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:

  • Познавательное (обогащать родителей знаниями в вопросах воспитания детей);
  • Информационно- аналитическое (изучение семьи и её особенностей);
  • Наглядно – информационное (довести до родителей информацию);
  • Досуговые (совместные мероприятия с родителями).

По вышеуказанным направлениям можно использовать разные формы работы.

Традиционные формы:

  • Беседы;
  • Оформление папок – передвижек;
  • Родительские собрания;
  • Консультации;
  • Выставки совместных работ;
  • Совместные праздники;
  • Работа с родительским комитетом.

Нетрадиционные формы:

  • Сайты детского сада и группы (ст.93 ФЗ №273 устанавливает требование информационной ответственности, направлено на повышение информационной прозрачности);
  • Фотовыставки, фотоколлажи, фотомонтажи;
  • Проведение акций;
  • Почта доверия;
  • Проведение мастер – классов;
  • Круглый стол;
  • Презентации;
  • Выпуски семейных газет и плакатов;
  • Проведение тренингов и деловых игр;
  • Совместные прогулки и экскурсии;
  • Брошюры, листовки, буклеты;
  • Выставки семейных реликвий.

Для всестороннего развития личности ребенка, что является основополагающим ФГОС, необходимо взаимодействие семьи и ДОУ. Важным условием является установление доверительного контакта между семьей и ДОУ.

Использование комплексных мер взаимодействия помогут родителям из «зрителей», «пассивных участников» стать «помощниками», из «цензоров» «соратниками», «вдохновителями», то есть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

Список литературы:

  1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р)
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  4. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.
  5. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2010.
  6. ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155
  7. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/2729/%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C
  8. http://www.sdo-journal.ru/journalnumbers/osobennosti-pravovogo-statusa.html