Евразийский
научный
журнал

Становление правового государства в России

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Гречишкина Ольга Ивановна, Казубова Юлия Сергеевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 4553
Показать PDF версию Становление правового государства в России

Гречишкина Ольга Ивановна
студентка 1 курса заочной формы обучения (СПО)
РИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России) в г. Ростов-на-Дону
E-mail: grechishkina1997@mail.ru

Казубова Юлия Сергеевна
студентка 1 курса заочной формы обучения (СПО)
РИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России) в г. Ростов-на-Дону
E-mail: yuliaotcel@gmail.com

Идеи правового государства длительное время волновали не только зарубежных, но и российских ученых-юристов. Подтверждением этого являются научные исследования Н.М. Коркунова «Лекции по общей теории права», «Лекции по общему государственному праву» Ф. Кистяковского, С.А. Котляревского «Власть и право. Проблемы правового государства», «Очерки философии права» И.В. Михайловского, а так же труды многих других авторов.

Для начала необходимо обозначить понятие и признаки правового государства. Правовое государство — это форма организации политической власти, основанная на главенстве закона, прав и свобод человека и гражданина.

Признаками правового государства являются:

равенство всех граждан перед законом;

деление властей на три ветви;

реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность;

признание прав и свобод человека наивысшей ценностью;

обоюдная ответственность государства и гражданина;

политическое и идеологическое многообразие;

стабильность законности и правопорядка в обществе.

Отправной точкой является момент принятия первой российской Конституции в 1993 году. Так как все принимаемые до этого Конституции, в большей мере декларировали права и свободы граждан, но имели минимальное практическое применение.

Конституция Российской Федерации в 1 пункте статьи 1 утверждает: "Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления«[1]. Для того, чтобы лучше разобраться что же означает термин правовое государство, можно обратиться к комментарию данной статьи под общей редакцией Ю.В. Кудрявцевой: «Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем» [2;18].

Сущность идеи правового государства заключается в его демократизме. Демократия — это система, при которой политическая власть осуществляется большинством граждан, свободно выражающим свою волю. Данная система является немаловажным свойством правового государства.

Для полноценного существования правового государства необходимо добиться, неуклонного исполнения закона всеми гражданами. Иными словами, необходимо не допустить произвол, своеволие, вседозволенность в нашем государстве. Так же имеет большое значение правовая активность, как фактор возникновения и развития правового государства.

Как известно, в нашем обществе многие к закону относятся пренебрежительно, что пагубно влияет на нравственную атмосферу в обществе. Формально провозглашенный принцип обязательности закона нарушался на протяжении многих лет, и это зависело от множества факторов: от занимаемой должности, на которые не распространяются общие правила приема на работу и увольнения; от давления лиц, пользующихся служебным положением, на судебные и правоохранительные органы. Такой подход порождает безнаказанность, открывает дорогу злоупотреблениям, а подчас и преступлениям.

Проблемы становления правового государства в России появились в связи с отсутствием достаточного исторического опыта. В начале 90-х годов произошел резкий скачек в сторону развития правового государства, в то время граждане нашего государства были не готовы к таким изменениям режима и сочли это как вседозволенность, и в силу того, что законодательная база правового государства была недостаточно развита многие проблемы оставались не решенными.

На сегодняшний день существует несколько мнений о том, по какому пути следует развиваться теории правового государства в России. Некоторые полагают, что Россия должна следовать за западными странами англо-саксонского типа, и опираться на их теорию и практику. Другие же, считают это невозможным, так как на протяжении всего времени Россия шла по своему пути, и принципы других стран просто не приживутся в нашем обществе.

На данном этапе о России нельзя сказать как о полноценном правовом государстве, поскольку граждане нашей страны не знают своих прав и обязанностей, чиновники наживаются за счет обычных граждан, они грубо нарушают закон и все сходит им с рук, в государстве не существует равноправия — общество условно делится на бедных и богатых. Первые практически бесправны в сравнении со вторыми. И сейчас достаточно актуально звучат слова С.А. Ковалёва: «Ни о какой федеральной программе, ни о каком прогрессе в области прав человека не приходится говорить, если между властью и обществом по-прежнему будет стоять стеной отчужденная от общества бюрократия, озабоченная лишь удержанием в своих руках рычагов власти, Россия никогда не станет ни правовой, ни демократической, если власть по-прежнему останется неким таинством, а не понятного для каждого рабочим механизмом решения общих задач» [3].

Литература

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. № 31. 2014. Ст.4398.
  2. Комментарий к Конституции РФ / Общ. ред. Кудрявцева Ю. В. М.: Фонд «Правовая культура», 1996. С.18
  3. Ковалев С.А. Наше будущее — свободные граждане свободной страны // Российская газета. 1994. 9 августа.