Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Хегай Валентина Дмитриевна
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
Инженерная школа, кафедра Инноватики,
качества, стандартизации и сертификации
E-mail: by_valentine@mail.ru
Ключевые слова: реформа образования, образовательный стандарт, анализ компетенций, профессиональный стандарт, двухуровневое образование, бакалавриат, магистратура, Болонская система образования
С внедрением Болонской системы образования в России произошел ряд преобразований, в том числе и в системе обучения, главными из которых являлись два аспекта: срок обучения сократился до 4 лет (вместо привычных 5) и из ВУЗа стали выпускать студентов со степенью бакалавр (вместо специалистов). В связи с чем, возникло два вопроса: возможно ли успеть обучить студентов заявленным объемом знаний в столь короткий срок и отразиться ли степень «бакалавр» в дипломе при трудоустройстве соответственно.
Рассмотрим данные вопросы на примере направления 27.03.05 «Инноватика» для выявления соответствия компетенций выпускников бакалавриата с компетенциями специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам. Следовательно, следует сравнить путем анализа образовательный и профессиональный стандарты по ряду компетенций.
Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Инноватика» досаточно обширна и включает в себя как инновационное развитие страны в целом, так и отдельных регионов, территорий, отраслей и предприятий. Итак, образовательный стандарт 27.03.05 «Инноватика» включает в себя девять общекультурных компетенций, восемь общепрофессиональных компетенций, а также шестнадцать профессиональных компетенций [1].
Профессиональный стандарт отличается от образовательного тем, что в данном документе раскрываются основные позиции сферы труда, содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников.
Главной целью профдеятельности специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам является выполнение прикладных и фундаментальных работ как поискового, теоретического, так и экспериментального характера, который определяет технические характеристики новой техники, комплекса работ и различных технических испытаний[2].
Хотелось бы также отметить, что одним из требований для различных должностей (рисунок 1) согласно данного профстандарта к образованию и обучению является высшее образование — диплом бакалавра.
Рисунок 1 — Возможные должности согласно профстандарту специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам
Рассмотрев необходимые умения и знания, необходимые для осуществления трудовой деятельности специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам было выявлено, что данный профессиональный стандарт регламентирует не только трудовые обязанности, но необходимый набор компетенций, которыми должен обладать данный специалист, а именно:
— применять необходимую нормативную документацию в соответствующей области знаний;
— оформлять проекты календарных планов, программ проведения отдельных элементов, а также результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
— применять методы анализа научно-технической информации и другие.
При сравнительном анализе образовательного стандарта 27.03.05 «Инноватика» и профессионального стандарта специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам было выявлено, что специалисту по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам не хватает следующих компетенций:
— способности использовать пакеты прикладных программ для решения технических задач, а также проведения работ по проекту и его планирования.
— способности к работе организации работы малых команд-исполнителей;
— способности использовать различные информационно-коммуникационные технологии, а также обобщать и систематизировать полученную информацию
— способности конструктивного мышления, то есть применение методов для анализа возможных решений для выбора самого оптимального.
Таким образом, при сравнении образовательного и профессионального стандартов были выявлены недостающие вышеперечисленные компетенции, которые, скорее всего, приобретаются на практике в процессе работы в данной сфере деятельности.
Список используемых источников: