Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Неменова Дарья Львовна
студентка
Факультет права
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Научный руководитель: Домрин Александр Николаевич
профессор, д.ю.н.
Россия, Москва
E-mail: Manmancool3@gmail.com
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реферат по направлению подготовки «Юриспруденция» студентки группы № МФП-161, уровень подготовки «Магистр», образовательная программа «Финансовое, налоговое и таможенное право»
Содержание
Введение..........................................3
Глава 1 Понятие Бюджетной системы в России и в Республике Беларусь.................4
Глава 2. Структура бюджетной системы России и Республики Беларусь...................7
Заключение................................................15
Список использованных источников................................17
Введение
Темой исследования данного реферата является понятие и структура системы бюджета России и Республики Беларусь. Актуальность выбранной темы обусловлена прежде всего тем, что на сегодняшний день очень тесно развиваются взаимоотношения этих двух стран: после распада СССР в 1991 году наши страны шли по пути налаживания отношений, что повлияло на экономическое взаимоотношения, внутреннюю бюджетную систему и эконмическое развитие, а также создание единого таможенного и экономического союза.
Целью исследования данной работы является обобщение и систематизация знаний об структуре бюджетной системы, а также сравнительно-правовой анализ бюджетной системы в России и в Республике Беларусь. Для достижения целей данной работы, ставятся следующие задачи, которые необходимо решить в ходе исследования:
1. Рассмотрение бюджетных систем в России и Республике Беларусь;
2. На основе проделанной работы произвести выводы.
Краткая характеристика структуры работы: во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена понятию бюджетной системы и её правого регулирования в России и в Республике Беларусь.
Глава 2 включает в себя структуру бюджетных систем России и Республики Беларусь, их классификацию, доходы и расходы бюджета.
Глава 1 Понятие Бюджетной системы в России и в Республике Беларусь.
Бюджет любой страны является неотъемлемой частью существования каждого государства, представляя собой совокупность доходных средств и расходных обязательств государства. Бюджет есть важнейший инструмент всякого государственной системы, основная миссия коего кроется в перераспределение денежных средств для образования и расходования денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти. Бюджет формируется и сосредоточен в руках государства и необходим для выполнения задач, кои были возлагаемых на государств[1].
Система бюджетная (система государственного бюджета страны) представляется совокупностью всех бюджетов страны на всех уровнях. Иными словами бюджетная система представляет собой соотношение расходов и доходов бюджета3.
Для сравнения бюджетной системы государства я взяла две страны: Российскую Федерацию и Республика Белоруссия (Рэспубліка Беларусь[2])
Понятия бюджета и бюджетных правоотношений в России и в Республике Белоруссия.
Бюджет и бюджетная система этих двух стран — России и Республики Белоруссия регулируются Бюджетными кодексами каждой страны. Бюджетный кодекс в России является Федеральным Законом, а в Республике Белоруссия — Национальным Законом, в этом состоит их разница, схожесть заключается в том, что оба Бюджетных Кодекса обоих стран являются главенствующими законодательными актами в регулировании государственного бюджета стран.
Федеральный бюджет Российской Федерации представляет собой форму образования и расходoвания денежных средств, кои предназначены для обеспечения государственных задач и функций, а также местного самоуправления36.
Правовая основа бюджетных устройств Республики Белоруссия и России.
К правовой основе бюджетного устройства страны относят законы, нормативные акты, кодексы, согласно коим регулируется законодательно бюджетная система страны.
В Республике Белоруссия бюджетная система регулируется:
1. Конституцией Республики Белоруссия (статьёй 133 и статьёй 134);
2. Законом Республики Белоруссия от 4 июня 1993 года № 2347—Хll «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»;
3. Законом Республики Белоруссия от 4 января 2010 года №
4. Законом Республики Белоруссия от 20 декабря 1991 года № 1323—Хll «О налогах и сборах, уплачиваемых в бюджет республики Беларусь»;
5. Указами Президента Республики Белоруссия;
6. Нормативными актами, издаваемые: Министерством Финансов Республики Белоруссия, Министерством по налогам и сборам Республики Белоруссия, Государственного таможенного комитета РБ;
7. Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2015 года № 341-3 "О республиканском бюджете на 2016 год«19.
К бюджетной системе Российской Федерации относят такую систему, коя основывается на экономических взаимоотношениях и государственном устройстве России, регулируется законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов34.
В основе бюджетной системы России лежат документы, кои являются основополагающими, к ним относят:
1. Конституцию Российской Федерации (пункт е, пункт з статьи 71; подпункт и пункта 1 статьи 72)24;
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-Ф3;
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (в части первой от 31 июля 1998 года № 146-Ф3 и части второй от 5 августа 2000 года №
4. Закон РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса с РСФСР от 10.10.91 г. № 1734-1 (с изменениями и дополнениями);
6. Федеральный Закон «О Федеральном бюджете на год», кой принимается ежегодно на будущий год;
7. Налоговое законодательство Российской Федерации;
8. Постановления Правительства Российской Федерации;
9. Законодательные акты субъектов Российской Федерации.
Еще одним различием в Бюджетной системе этих стран является — даты принятий Бюджетных Кодексов:
1. В Республике Белоруссия Бюджетный Кодекс был принят 16 июля 2008 года за номером № 412-3 Палатой Представителей 17 июня 2008 года и одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года;
2. Бюджетный Кодекс России № 145-ФЗ был принят на десять лет раньше — 17 июля 1998 года Государственной Думой Российской Федерации и одобрен Советом Федерации за тем же числом 17 июля 1998 года с датой вступления в силу 31 июля 1998 года.
До сего момента действовали:
1. Закон РСФСР от 10.10.1991 N
Согласно статье 1 Бюджетного Кодекса Республики Белоруссия, Бюджетный Кодекс регулирует Бюджетные отношения между участниками данного процесса: Бюджетные отношения — отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства7.
Бюджетные отношения в Российской Федерации являются так же как и в Республике Белоруссия правовыми и к ним относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга8.
Государственный бюджет в России принимается каждый год на будущий год Советом Федерации в трёх чтениях, при этом проект бюджета на следующий год должен быть внесён на рассмотрение не позднее 1 октября текущего года.
В Республике Белоруссия государственный бюджет страны принимается ежегодно Министерством финансов, куда Национальный Банк Республики Белоруссия представляет прогноз бюджета на следующий год не позднее 1 апреля текущего года9. На рассмотрение государственный бюджет на будущий год Республики Белоруссия вносится не позднее 1 мая текущего года10, а сам государственный бюджет на грядущий год должен быть принят не позднее 1 декабря текущего года с принятием Закона об утверждении бюджета11.
Глава 2. Структура бюджетной системы России и Республики Беларусь.
Бюджеты обоих стран являются консолидированными:
1. Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами12;
2. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами, бюджетных кредитов и процентов за пользование ими13 и состоит из:
А. Республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска14;
Б. Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета15;
В. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета16;
Г. Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности (далее — внебюджетные средства) бюджетных организаций.
Элементы бюджетных систем
В бюджетной системе Российской Федерации и Республики Беларусь элементы бюджетной системы совпадают, к ним относят42,43:
1. Базисный уровень, включающий в себя:
А. Государственный бюджет;
Б. Государственные бюджетныe фонды;
В. Резервныe фонды;
Г. Целевые бюджетные фонды.
2. Настроечный уровень, кой состоит из:
А. Аппарaта управленя бюджетной системы;
Б. Законодательной власти;
В. А также из исполнительной власти.
Элементы бюджетной системы образуют её уровни:
1. Первый уровень, к коему относятся Государственный Бюджет страны и внегосударственные внебюджетные фонды;
2. Второй уровень включает в себя бюджеты субъектов Республики Беларусь и бюджеты субъектов России;
3. К третьему уровню относятся местные бюджеты.
Сия структура бюджетной структуры и её элементов отражена на схемах ниже.
Сравнение структур бюджетов Российской Федерации и Республики Белоруссии.
Структура бюджетной системы Российской Федерации имеет следующий вид5:
Каждый из указанных уровней бюджета регулируется Законами:
1. Федеральный бюджет регулируется Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2016 год» от 14 декабря 2015 года № 359-ФЗ (прим. Сам Федеральный Закон может меняться связи с принятием нового бюджета на будущий год)6;
2. Законами субъектов Российской Федерации;
3. Муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Бюджетная система Республики Белоруссия42.
Согласно Закону Республики Беларусь от 30 декабря 2015 года № 341-3 государственный бюджет формируется из местного бюджета (бюджета областей и бюджета города Минска), и республиканского бюджета, а после формирования и утверждения государственного бюджета в текущем году на будущий год, идёт распределение денежных средств из консолидированного бюджета в республиканский и на местные бюджеты.
Для сравнения посмотрим на бюджеты Республики Беларусь и Российской Федерации, на расходы, дифицит и префицит сих бюджетов.
Прежде, чем привести сравнительную таблицу, необходимо определиться с терминалогией:
1. Доходами бюджета являются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета36,37;
2. Под расходами бюджета понимается выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета36,37;
3. Дефицит бюджета предстаёт в виде превышения расходов бюджета над его доходами;
4. Стоит также отметить и профицит бюджета, кой являет собой превышение доходов бюджета над его расходами36,37.
Доход, расход и в дефицит и/или профицит государственных бюджетов России и Республики Белоруссия4.
№ п/п | Страна | Доходы в долларах США (млн) | Расходы в долларах США (млн) | Дефицит/Профицит | Год |
1 | Россия | 216 000 | 251 000 | -35 000 | 2016 |
2 | Белоруссия | 9 762 | 8 800 | 962 | 2016 |
Отсюда видно, что Российская Федерация вступила в новый отчетный (финансовый) 2016 год с дефицитом в размере 35 000 млн. долларов США, в то время как у Республики Беларусь ситуация обратная — у данной страны образовался профицит в размере 962 млн долларов США. Любая сумма равная или превышающая нулевую отметку при планировании является положительным моментом государства. Такая отметка говорит о росте экономике и сокращении государственного долга. Наличие дефицита или префицита говорит о состоянии государственного бюджета: значит в стране расходы превышали доходы.
Кстати, отметим государственные долги стран:
1. В России сумма государственного долга по состоянию на 1 октября 2016 года составила:
А. Внутреннего: 7 383 563, 4 млн рублей38 (в американской валюте: 114 504 301 доллара США);
Б. Внешнего: 521,5 млрд долларов США39;
2. В Республике Беларусь сумма долга составила:
А. Внешнего: 13,1 млрд. долларов США40;
Б. Внутренний: 359,1 трлн белорусских зайчиков (или в американской валюте: 188 751 667 839 815 долларов 53 цента)40.
По состоянию Центрального Банка России на 1 октября 2016 внешний долг России сократился на 0,5% (на 24,4 млрд. долларов США) по сравнению с 1 января 2016 года41, а внешний напротив — увеличился на 7,4% (на 38,4 млрд долларов США)41.
Министерство Финансов Республики Беларусь публикует следующую статистику: внутренний долг увеличелся на 9,3% (30,6 трлн. Белорусских рублей = 16 084 102 021 437 долларов 92 цента, а внешний долга — 5,1% (637,1 млн долларов).
Не обойдём вниманием и утвержденные расходы на текущий 2016 год рассматриваемыми странами:
1. Республика Белоруссия статьёй 1 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 года №
2. В России закладывается бюджет исходя из прогнозируемого уровня доходов Внутреннего Валового Продукта (ВВП) страны в размере 78 673,0 млрд. рублей, доходная часть бюджета заложена в размере 13 738 468 671,8 тыс. рублей, а расходная — 16 098 658 671,8 тыс. рублей 2 360 190 000,0 тыс. рублей21, 22.
Из приведённых выше сумм можно выявить следующие: в Российской Федерации за 2016 год наблюдается дефицит бюджета в размере 2 360 190 000,0 тыс. рублей, что составляет 3% Внутреннего Валового Продукта (ВВП) страны, в то время, как в Республике Беларусь своими расходами уложилась в доходы.
Кстати, интересно заметить, что Россия при утверждении своего бюджета в самом Законопроекте указывает из чего складывается сам бюджет и критерии, повлиявшие на составную часть самого бюджета и сумму, вошедшую в него, а именно:
1. Соотношение курсов рубля к бивалютной корзине: при цене одного американского доллара 63 рубля 3 копеек;
2. Дефицит бюджета23;
3. Верхние пределы внешнего и внутреннего долгов23;
4. Стоимостью нефти в 50 американских долларов за баррель.
Также стоит отметить и принципы бюджетов стран:
Согласно статье 28 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджетная система России основана на принципах:
1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации;
2. Принцип сбалансированности бюджета;
3. Принцип эффективности использования бюджетных средств;
4. Принцип прозрачности (открытости);
5. Принцип достоверности бюджета;
6. Принцип подведомственности расходов бюджетов;
7. Принцип единства кассы18.
В Республике Беларусь принципы бюджетной системы отражены в статье 8 Бюджетного Кодекса РБ:
1. Единства;
2. Полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
3. Сбалансированности бюджетов;
4. Гласности;
5. Самостоятельности бюджетов;
6. Эффективности использования бюджетных средств;
7. Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
8. Достоверности бюджетов;
9. Адресности и целевого назначения бюджетных средств;
10. Ответственности участников бюджетного процесса.
Также отметим и доходы государственных бюджетов стран.
Доходы.
Доходы Государственного бюджета Республики Беларуси регулируется Главой 6 Бюджетного Кодекса Республики Беларусь. Также отмечается и формирование доходов статьёй 29 Бюджетного Кодекса Республики Белорусь.
В статье 24 того же Бюджетного Кодекса Республики Беларуси перечислены источники бюджета:
Доходы бюджетов классифицируются по следующим группам25:
1. Налоговые доходы, к ним относят26:
А. Республиканские налоги и сборы, пошлины, и местные налоги и сборы;
Б. Пени по налогам за несвоевременную оплату;
В. Процентные начисления за пользование налоговым кредитов, отсрочкой по уплате налогов, таможенных платежей и сборов;
2. Обязательные взносы на государственное социальное страхование;
3. Неналоговые доходы, к коим относят27:
А. Доходы, получаемые с использования государственного имущества;
Б. Различные штрафы;
В. Пени, кои начислены за просрочку и/или несвоевременную оплату вне налоговых доходов;
Г. Штрафы.
4. Безвозмездные поступления,28.
Согласно пункту 5 статьи 24 «Группы доходов бюджетов» Бюджетного Кодекса Республики Беларусь: "необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления«29, а именно:
А. Поступления от иностранных государств;
Б. Поступления от международных организаций;
В. Поступления от другого бюджета в форме межбюджетных трансферов.
5. Пени и проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом учитываются в доходах бюджетов по подразделам классификации доходов бюджетов, предусмотренным для налогов, сборов (пошлин), за несвоевременную уплату которых начисляются пени или по которым предоставляются отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговый кредит.
6. Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, которому эти средства предоставляются.
В Российской Федерации государственный бюджет страны, а также бюджеты субъектов и муниципалитетов формируется соответственно со бюджетным законодательством России, а также законодательством об налогах и сборах, а также и по соответствию со законодательством об иных обязательных платежах33, что отражено в статье 39 Бюджетного Кодекса РФ.
В России к доходам бюджета относят30:
1. Налоговые доходы бюджета, к коим относят доходы от федеральных сборов и налогов, доходы от региональных налогов и сборов31;
2. Неналоговые доходы бюджета, к коим относятся:
А. Доходы от использования государственного и/или муниципального имущества, кое находиться в собственности государства и/или муниципалитета, исключение составляют лишь имущества бюджетных и автономных учреждений (к примеру, школы, больницы), также имущество муниципальных, государственных, унитарных предприятий, к коим в тoм числе относятся казенные, земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, кое находится в Федеральной собственности32;
Б. Доходы с продаж государственного и муниципального имущества, исключение составляют: акции, а также драгоценные камни и драгоценные металлы, находящихся в государственном запасе33;
В. Доход с оказания платных услуг, кои оказываются казенными учреждениями34;
3. Безвозмездные доходы35.
Расходы.
Расходы государственного бюджета представляют собой затраты государства на исполнения своих функций, предусмотренных законодательством36,37.
Структура расходов бюджета Российской Федерации имеет следующий вид44:
Бюджетныe ассигнования являют собой средства бюджета, кои предусмотрены в бюджетной росписи получатeлю и/или распределителю бюджетных средств36, к таковым
относят45:
1. Реализации обязательных выплат населению от органов местного самоуправления;
2. Содержания бюджетных учреждений;
3. Компенсации дополнительнвх расходов, кои вызваны решениями органами государственной власти, кои привели к увеличению расходов.
Текущие расходы представляют такие расходы государственного бюджета, кои обеспечивают текущие финансирования государственных органов власти, а также затраты на поддержку государственную в виде36:
1. Субсидии;
2. Дотации;
3. Субвенции.
А капитальные расходы бюджета — сие расходы, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельностями36.
Также отметим и цели расхода бюджета46.
1. Военные затраты: армия и внутренняя безопасность страны, вооружение47;
2. Экономические затраты, включающие в себя:
А. Поддержка хозяйств;
Б. Программы инвистиций и инноваций;
В. Экономические расходы, направленные на пополнение государственных запасов драгоценными металлами и драгоценными камнями, и резервного фонда пполнение;
Г. Затраты, связанные с обеспечением внутреннего и внешнего государственных долгов и их погашением;
Д. Затраты, кои связаны с формированием государственной собственности;
3. Социальные затраты48:
А. Выплаты государственных пенсий;
Б. Содержание государственных учреждений: здравоохранительные, образовательные, органы власти и так далее;
В. Расходы на медицинские цели (ОМС);
Г. Образование;
Д. Представление социального жилья;
Е. Обеспечение социальной политики...
4. Внешнеполитическая деятельность: международное сотрудничество;
5. Содержание государственного аппарата:
А. Аппарат Управления Президента;
Б. Судебная и законодательная власть;
В. Органы местной власти и т.д.
Система расходов в Республике Беларусь очень похож на систему расходов Российской Федерации.
Капитальные расходы в Республике Беларусии идут на строительство новых зданий и ремонт, рестоврация старых зданий, относящихся к государственной собственности.
К текущим же расходам бюджета Белоруссии — сие все сопудствующие расходы, идущие на содержание органов управления, оборону и так далее.
Основными направлениями расходов государственного бюджета49:
1. Промышленность;
2. Социальная сфера и политика;
3. Развитие и поддержание сельского хозяйств;
4. Оборона страны, армия;
5. Образование и наука, научная деятельность;
6. Здравоохранение и здоровье населения.
Во многом бюджетные системы стран похожи, это связано с заключением Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 года «О создании Союзного государства». Согласно этому договору между двумя этими странами устанавливается единое экономическое пространство50, в связи с чем и единое законодательство по устранению государственных долгов51 и единые принципы взимания налогов на территории Союзного государства52, что на практике значит: уплату налогов по месту возникновения — на территории РФ или Республики Беларусь.
Заключение
В заключении своей работы я хотела бы отметить, что государственный бюджет является неотъемлемой и важной частью экономического устройства, являясь его опорой, являясь при этом важнейшим звеном в финансовой системе каждой страны — России и Республики Беларусь.
Сами бюджетные системы рассматриваемых двух стран являются очень схожими, но при этом и в чем-то есть различии.
Основным сходством является тот факт, что обе бюджетных системы строятся на схожих принципах, а также на централизованности бюджетной политики и централизованного фонда поступления всех денежных средств. Также имеют схожие формы процесса планирования, принятия и распределения бюджета.
Республика Беларусь имеет двухуровневую бюджетную систему, поэтому бюджетный процесс включает формирование и исполнение республиканского бюджета, а также бюджетов соответствующих регионов. Кроме того, составляется консолидированный бюджет, как совокупность бюджетов республики. Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями: президент государства, органы законодательной и исполнительной власти, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного финансового контроля, главные распорядители бюджетных средств, другие органы, на которых возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.
Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распространением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам.
Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжении органов государственной власти.
Дефицит — это показатель, применяемый международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.
Таким образом, налоговые поступления являются главным источником доходов государственного бюджета. Государственные расходы характеризуют направления и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции регулирования социально-экономических процессов. Главное место в бюджетных расходах занимают, как правило, социальные статьи, далее следуют затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. В последнее время масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВПП.
Если рассматривать государственный бюджет РФ, то по своей структуре бюджетная система является четырехуровневой: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербург; бюджеты городских и сельских поселений.
В Российской Федерации можно выделить: консолидированный бюджет всего государства, образуемый бюджетами всех уровней бюджетной системы; консолидированный бюджет субъектов РФ, складывающийся из бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ; консолидированный бюджет муниципального образования, состоящий из местных бюджетов территорий, образующих это муниципальное образование. В связи с появлением федеральных округов в качестве самостоятельного вида выделяется консолидированный бюджет федерального округа, состоящий из бюджетов субъектов РФ, входящих в соответствующий федеральный округ.
Бюджет местный (муниципальный) — это экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного денежного фонда муниципального образования, находящегося в распоряжении органов местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач местного значения, а также государственных делегированных полномочий и являющегося основным финансовым планом муниципального образования, утверждаемым представительным органом.
Таким образом можно сделать вывод, что развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь и Российской Федерации требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования.
Одним из ключевых условий успешного планирования бюджета является достоверный прогноз показателей реального сектора экономики, параметров денежно-кредитной и валютной политики59.
Напоследок стоит отметить и немаловажный Союз России и Республики Беларусь, кой уже упоминался. На основании договора между нашими странами образуется единое пространство экономическое с единым бюджетом, бюджетным процессом, структурой и многим другим. По сути, сей договор между этими странами не просто сводит Бюджетные Кодексы к, грубо говоря, единому знаменателю, но и создаёт эффект единой территории, пространства.
Список используемой литературы и источников