Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Способы повышения познавательной активности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шульгина Наталья Борисовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2669
Показать PDF версию Способы повышения познавательной активности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС.

Шульгина Наталья Борисовна,
учитель русского языка и литературы ЧОУ   Академический лицей им. Н.И. Лобачевского
г. Казань

Сегодня в условиях введения ФГОС второго поколения предъявляются новые требования к образовательному процессу. Во многих разделах Государственного образовательного стандарта говорится  о формировании «основ умения учиться и способности  к  своей организации деятельности», о развитии умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Таким образом, новые образовательные ориентиры требуют от учителя освоения новых подходов к образовательному процессу. Учителю необходимо таким образом  выстраивать урок, чтобы ученик перестал быть только «слушателем», «зрителем», объектом, который необходимо наполнить содержанием, а стал активным участником образовательного процесса. Поэтому главной задачей учителя на уроке становится мотивирование учащихся на проявление инициативы, самостоятельности, создание условий для развития высокой познавательной активности, которая основана на осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам.     

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Поэтому при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий необходимо подводить  их к самостоятельной  формулировке   цели и задач урока или  к организации совместного целеполагания. Так, например, после объявления темы урока можно задать следующие вопросы: Как вы думаете, почему звучит тема таким образом? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие задачи вы ставите перед собой? Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке? Важно, чтобы цели были написаны на доске, т.к. вся работа в процессе урока будет соотноситься с поставленными целями.

Чтобы образовательный процесс был более осмысленным для ученика, приступая к изучению новой темы, полезно предложить учащимся выполнить «инвентаризацию знаний», используя приём «знаю - хочу знать - узнал», что позволяет определить, какие знания по этой теме у них есть, спрогнозировать, на какие вопросы предстоит получить ответы. В конце урока подвести итог: удалось ли найти ответы на поставленные вопросы, какие новые знания получены.

Правильно организованная обратная связь на различных этапах урока также позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. Учителю полученная  информация помогает корректировать учебный процесс, а ученику даёт возможность мотивированно продвигаться вперёд. Существует немало техник, обеспечивающих качественную обратную связь: «Два главных  вопроса», «Проверочный лист», «Синквейн», «Отчёты по теме», «Составление тестов», «Опросник для самодиагностики», «Карта понятий». Многие из них представляют технологию развития критического мышления.  Например, синквейн является мощным средством для письменной рефлексии. Он позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т. п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложения. Оно состоит из пяти строк: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные, причастия). Третья строчка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия). Четвертая строчка – фраза из четырех  слов, показывающая отношение к теме. Пятая строчка – синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы. Этот приём можно использовать на любой стадии  урока, но более глубокие синквейны рождаются на этапе подведения итогов по изученной теме. Например, ученики 7 класса написали такие синквейны после изучения творчества В.В. Маяковского.

Маяковский Маяковский
Смелый, талантливый Изобретательный, непростой
Мечтает, протестует, освещает Удивляет, призывает, чувствует
Воспевает и приближает новую жизнь Всегда идёт только вперёд
Маяк Новатор

Приёмы «Задай вопрос», «Толстые» и «тонкие вопросы», «Ромашка вопросов Блума»- эффективный способ диагностики знаний учащихся, т.к. вопрос демонстрирует уровень погружения в учебный материал и умение анализировать его. Только ученики, которые задаются вопросами, задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.

Например, таблица «толстых» и «тонких» вопросов («тонкие» вопросы - Кто? Что? Когда? Как? Верно ли...?; «толстые» вопросы – Почему? В чем различие…? Что будет, если…?) может заполняться учениками по ходу чтения параграфа учебника, художественного произведения, во время лекции. На этапе рефлексии ученики задают вопросы из таблицы друг другу, работая в парах, отвечающему у доски, выбирают наиболее интересные, наиболее глубоко отражающие тему урока.

Использование этих техник  позволяет учителю не только сделать урок более эффективным, повысить познавательную активность детей в учебном процессе, но и успешно формировать различные универсальные учебные действия.

Список литературы.

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора.- М.,2000.
  3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004