Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Володина Мария Николаевна
студентка ВлГУ, Россия, г.Владимир
E-mail: volodina.67@yandex.ru
Научный руководитель: Андрианов А.Ю.
д.э.н. Кафедра Государственное право и управление таможенной деятельностью ВлГУ
Россия, г.Владимир
Ключевые слова: логистический риск, идентификация риска, методы минимизации, страхование, планирование.
Аннотация: В статье рассматриваются основные методы минимизации рисков при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Актуальность темы научной статьи обусловлена тем, что минимизация логистических рисков является приоритетной задачей, стоящей перед предприятием - ВЭД, которая ориентируется на успех и эффективность своей деятельности.
В данный момент времени риск является одним из основных элементов внешнеэкономических отношений. Также играет значимую роль в стратегическом направлении политики предприятия – участника ВЭД. Об этом свидетельствуют показатели статистики. По данным Росстата в РФ за 2015 год общий объем грузооборота снизился на 0,5% до 4186,2 млрд т/км. Грузооборот автомобильным транспортом сократился на 6% до 190,5 млрд. т/км. Объёмы грузоперевозок сократились на 6,1% по итогам первых 10 месяцев. За период с января по октябрь 2015 на 1,4% сократился объем железнодорожных грузоперевозок.
Приоритетным направлением в управлении деятельности любого предприятия является минимизация логистических рисков, уменьшение потерь. Исходя, из этого вытекает проблема управления риском, по-другому риск – менеджмент. Для успешного и эффективного управления и ведения бизнеса необходимо своевременно реагировать на меняющиеся условия внешней среды, а также анализировать данную проблему и искать пути её решения, в короткие сроки и с меньшими потерями. Рассматриваемая тема интересна для изучения, привлекает внимание отечественных авторов к ним относятся: Сергеев В.И., Бродецкий Г.Л., Плетнёва Н.Г. и д.р.
В зависимости от возникающих ситуаций, событий и обстоятельств внешней среды, выделяют три основных фактора появления риска: неопределённость; случайность; противодействие. Все эти элементы необходимо прогнозировать, планировать, а главное предотвращать. Неопределенностью является сумма обстоятельств, которые возможно спрогнозировать, но нельзя выявить, как они подействуют на логистическую деятельность. Случайность – ситуации, возникающие под влиянием элементов окружающей среды. Противодействие – направленное сопротивление обстоятельствам, влекущим за собой риск.
Для минимизации негативных явлений используют процедуру идентификации рисков, которая способствует выявлению основных источников риска, их видов и возможных последствий. Следовательно, формируется перечень неблагоприятных событий [2,с.15]. В настоящее время распространены логистические риски, связанные с определенными операциями: процесса производства, хранения, транспортировки, снабжения, маркировки.
Благодаря идентификации рисков, возможно, получить количественную и качественную оценку, спрогнозировать уровень затрат. Данные расчёты содействуют разработке организационно-технических мероприятий для снижения риска с целью минимизации издержек и оптимизации деятельности в целом. Определив вид риска, необходимо рассмотреть управленческие решения, которые связаны со сферой проявления риска [1,с.23]. В настоящий момент большинство рисков тесно связаны с определенными характеристиками товаров, которые находятся в области логистического обслуживания. На этапе планирования выполнения договора, возможно, минимизировать эти риски. Для этого необходимо четко следовать данным правилам:
- в обязательном порядке в договоре прилагаются спецификации, а также прописывается финансовая ответственность сторон за невыполнение обязательств;
- характеризуются условия поставки, безопасность товаров, грузов; присутствуют сертификаты качества
- за нарушение маркировки и упаковки устанавливается штраф.
Благодаря полученным результатам оценки рисков, возможно, провести ряд мер по снижению и предотвращению негативных явлений, на базе которых сформулированы часто модифицируемые методы.
К главным методам минимизации логистических рисков относятся:
- Диверсификация – суть данного способа заключается в распределении инвестируемых средств различными объектами капитала в ЛС, между собой которые не связаны, это и способствует уменьшению затрат.
- Передача риска (снижение риска) – на основе заключения договора происходит передача риска от передающей стороны (трансфера) к принимающей стороне (трансфери). Наиболее часто применяются при составлении и заключении договоров хранения, перевозки, снабжения, продажи.
- Лимитирование заключается в установлении определенных (предельных) сумм расходов, продажи. Применяется компаниями при продаже товаров в кредит, инвесторами при расчете вклада капитала. [3,с.30]. В основном выступает как метод ограничения риска.
- Страхование – это распределение, передача возможных рисков, возникающих у одного лица, между рядом лиц. Характеризуется и используется данный метод в соответствии с действующим законодательством в различных странах - двойное страхование, перестрахование, самострахование. Увеличение тарифов и сокращение расходов не позволили страховщикам избежать роста убыточности который составил 101,2 % в 2015 году.
- Устранение риска – является отказ от определенных видов деятельности, совместимых с рисками.
Исходя, из предшествующей информации можно сделать вывод, что процесс планирования управления рисками - является выбором методов в планировании деятельности по управлению и минимизации рисков.
Планирование можно охарактеризовать следующими этапами:
- идентификация риска
- оценка возможных рисков
- планирование мероприятий по уменьшению издержек и воздействие на риски – применение способов направленных на минимизацию негативных результатов рисков, а также использование имеющихся преимуществ
- контроль и мониторинг рисков – описание оставшихся рисков, осуществление плана мероприятий по управлению рисками, расчет эффективности деятельности по минимизации;
- финансирование риска;
- количественная и качественная оценка результатов.
Также можно охарактеризовать алгоритм принятия решений при традиционном менеджменте может включать следующие операции:
выявление риск – проблемы;
сбор информации об источниках риска, его особенностях, возможных последствиях;
систематизация информации для анализа;
анализ представленной информации о рисках, особенностях его возникновения, возможных последствиях;
определение целей управления при решении проблемы;
идентификация риска с аналогами;
изучение используемых подходов в управления рисками и возможности их применения;
выбор варианта действий.
Следовательно, для оптимального и успешного функционирования предприятия занимающегося внешнеэкономической деятельностью необходимо использовать правильный и своевременный подход к управлению логистическими рисками, главная цель которого заключается не в стремлении избежать риска, а в умении чувствовать риск, оценивая его степень, не переходя за допустимые нормы экономической безопасности деятельности фирмы. Систематический, достаточно высокий уровень совокупного риска может привести к снижению уровня конкурентоспособности организации и в итоге к банкротству.
Список использованной литературы:
1. Плетнёва Ю.А. Управление рисками в логистике: учебник для студентов вузов. – СПб.:Изд-во СПбГЭУ, 2014.-124 с.
2. Чернова Г.В. Страхование и управление рисками М.: Издательство Юрайт,2014.- 768 с.
3. Вяткин В.Н. Риск-менеджмент: учебник — М.: Изд. Юрайт, 2015.-353 с.