Евразийский
научный
журнал

Способы минимизации логистических рисков в управлении деятельностью предприятия - участника ВЭД

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Володина Мария Николаевна, Андрианов А.Ю.
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 3996
Показать PDF версию Способы минимизации логистических рисков в управлении деятельностью предприятия - участника ВЭД

Володина Мария Николаевна

студентка ВлГУ, Россия, г.Владимир

E-mail: volodina.67@yandex.ru

Научный руководитель: Андрианов А.Ю.

д.э.н. Кафедра Государственное право и управление таможенной деятельностью ВлГУ

Россия, г.Владимир

Ключевые слова: логистический риск, идентификация риска, методы минимизации, страхование, планирование.

Аннотация: В статье рассматриваются основные методы минимизации рисков при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Актуальность темы научной статьи обусловлена тем, что минимизация логистических рисков является приоритетной задачей, стоящей перед предприятием - ВЭД, которая ориентируется на успех и эффективность своей деятельности.

В данный момент времени риск является одним из основных элементов внешнеэкономических отношений. Также играет значимую роль в стратегическом направлении политики предприятия – участника ВЭД. Об этом свидетельствуют показатели статистики. По данным Росстата в РФ за 2015 год общий объем грузооборота снизился на 0,5% до 4186,2 млрд т/км. Грузооборот автомобильным транспортом сократился на 6% до 190,5 млрд. т/км. Объёмы грузоперевозок сократились на 6,1% по итогам первых 10 месяцев. За период с января по октябрь 2015 на 1,4% сократился объем железнодорожных грузоперевозок.

Приоритетным направлением в управлении деятельности любого предприятия является минимизация логистических рисков, уменьшение потерь. Исходя, из этого вытекает проблема управления риском, по-другому риск – менеджмент. Для успешного и эффективного управления и ведения бизнеса необходимо своевременно реагировать на меняющиеся условия внешней среды, а также анализировать данную проблему и искать пути её решения, в короткие сроки и с меньшими потерями. Рассматриваемая тема интересна для изучения, привлекает внимание отечественных авторов к ним относятся: Сергеев В.И., Бродецкий Г.Л., Плетнёва Н.Г. и д.р.

В зависимости от возникающих ситуаций, событий и обстоятельств внешней среды, выделяют три основных фактора появления риска: неопределённость; случайность; противодействие. Все эти элементы необходимо прогнозировать, планировать, а главное предотвращать. Неопределенностью является сумма обстоятельств, которые возможно спрогнозировать, но нельзя выявить, как они подействуют на логистическую деятельность. Случайность – ситуации, возникающие под влиянием элементов окружающей среды. Противодействие – направленное сопротивление обстоятельствам, влекущим за собой риск.

Для минимизации негативных явлений используют процедуру идентификации рисков, которая способствует выявлению основных источников риска, их видов и возможных последствий. Следовательно, формируется перечень неблагоприятных событий [2,с.15]. В настоящее время распространены логистические риски, связанные с определенными операциями: процесса производства, хранения, транспортировки, снабжения, маркировки.

Благодаря идентификации рисков, возможно, получить количественную и качественную оценку, спрогнозировать уровень затрат. Данные расчёты содействуют разработке организационно-технических мероприятий для снижения риска с целью минимизации издержек и оптимизации деятельности в целом. Определив вид риска, необходимо рассмотреть управленческие решения, которые связаны со сферой проявления риска [1,с.23]. В настоящий момент большинство рисков тесно связаны с определенными характеристиками товаров, которые находятся в области логистического обслуживания. На этапе планирования выполнения договора, возможно, минимизировать эти риски. Для этого необходимо четко следовать данным правилам:

- в обязательном порядке в договоре прилагаются спецификации, а также прописывается финансовая ответственность сторон за невыполнение обязательств;

- характеризуются условия поставки, безопасность товаров, грузов; присутствуют сертификаты качества

- за нарушение маркировки и упаковки устанавливается штраф.

Благодаря полученным результатам оценки рисков, возможно, провести ряд мер по снижению и предотвращению негативных явлений, на базе которых сформулированы часто модифицируемые методы.

К главным методам минимизации логистических рисков относятся:

- Диверсификация – суть данного способа заключается в распределении инвестируемых средств различными объектами капитала в ЛС, между собой которые не связаны, это и способствует уменьшению затрат.

- Передача риска (снижение риска) – на основе заключения договора происходит передача риска от передающей стороны (трансфера) к принимающей стороне (трансфери). Наиболее часто применяются при составлении и заключении договоров хранения, перевозки, снабжения, продажи.

- Лимитирование заключается в установлении определенных (предельных) сумм расходов, продажи. Применяется компаниями при продаже товаров в кредит, инвесторами при расчете вклада капитала. [3,с.30]. В основном выступает как метод ограничения риска.

- Страхование – это распределение, передача возможных рисков, возникающих у одного лица, между рядом лиц. Характеризуется и используется данный метод в соответствии с действующим законодательством в различных странах - двойное страхование, перестрахование, самострахование. Увеличение тарифов и сокращение расходов не позволили страховщикам избежать роста убыточности который составил 101,2 % в 2015 году.

- Устранение риска – является отказ от определенных видов деятельности, совместимых с рисками.

Исходя, из предшествующей информации можно сделать вывод, что процесс планирования управления рисками - является выбором методов в планировании деятельности по управлению и минимизации рисков.

Планирование можно охарактеризовать следующими этапами:

- идентификация риска

- оценка возможных рисков

- планирование мероприятий по уменьшению издержек и воздействие на риски – применение способов направленных на минимизацию негативных результатов рисков, а также использование имеющихся преимуществ

- контроль и мониторинг рисков – описание оставшихся рисков, осуществление плана мероприятий по управлению рисками, расчет эффективности деятельности по минимизации;

- финансирование риска;

- количественная и качественная оценка результатов.

 Также можно охарактеризовать алгоритм принятия решений при традиционном менеджменте может включать следующие операции:

  • выявление риск – проблемы;

  • сбор информации об источниках риска, его особенностях, возможных последствиях;

  • систематизация информации для анализа;

  • анализ представленной информации о рисках, особенностях его возникновения, возможных последствиях;

  • определение целей управления при решении проблемы;

  • идентификация риска с аналогами;

  • изучение используемых подходов в управления рисками и возможности их применения;

  • выбор варианта действий.

Следовательно, для оптимального и успешного функционирования предприятия занимающегося внешнеэкономической деятельностью необходимо использовать правильный и своевременный подход к управлению логистическими рисками, главная цель которого заключается не в стремлении избежать риска, а в умении чувствовать риск, оценивая его степень, не переходя за допустимые нормы экономической безопасности деятельности фирмы. Систематический, достаточно высокий уровень совокупного риска может привести к снижению уровня конкурентоспособности организации и в итоге к банкротству.

Список использованной литературы:

1. Плетнёва Ю.А. Управление рисками в логистике: учебник для студентов вузов. – СПб.:Изд-во СПбГЭУ, 2014.-124 с.

2. Чернова Г.В. Страхование и управление рисками М.: Издательство Юрайт,2014.- 768 с.

3. Вяткин В.Н. Риск-менеджмент: учебник — М.: Изд. Юрайт, 2015.-353 с.