Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Салин А.М.
Магистр,
Московский Технологический Университет
Системы позиционирования по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) находят все большее применение в различных областях деятельности и в значительной степени обуславливают прогресс общества. Особое место среди них занимают системы высокоточного позиционирования взаимного положения объектов по фазовым измерениям навигационных сигналов. Они обеспечивают наиболее высокую точность и находят применение в следующих областях:
· высокоточный мониторинг смещений и колебаний конструкций инженерных сооружений (мостов, плотин, башен, высотных и большепролетных зданий и других сложных инженерных сооружений);
· контроль подвижек земной поверхности в сейсмоопасных зонах, районах вечной мерзлоты, на оползнеопасных участках и т.п.;
· геодезическое обеспечение территориального планирования, разметки земельных участков, дорог и т.п.;
· информационное обеспечение диспетчерского управления железнодорожным транспортом при маневрировании на станциях;
· информационная поддержка систем управления движением автотранспорта без водителей (карьеры, точечное земледелие и т.п.);
· информационное обеспечение слепой посадки самолетов (в том числе на авианосец).
Рисунок 1. Позиционирование по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС)
В настоящее время подавляюще большинство систем позиционирования по сигналам ГНСС производится иностранными компаниями или используют импортную элементную базу и программное обеспечение. В условия существующих санкций против России создание отечественных систем высокоточного позиционирования по сигналам ГЛОНАСС приобретает первостепенное значение.
Метрологически значимой частью этих систем является система измерения базисной линии (СИБЛ). Базисная линия — это пространственный вектор, соединяющий фазовые центры двух модулей измерительных (МИ), установленных на концах этой линии и принимающих сигналы ГНСС. СИБЛ — это система, обеспечивающая в реальном времени определение отклонений контролируемой точки по трем пространственным координатам с миллиметровой точностью и амплитуд спектральных составляющих ее колебаний в диапазоне
Рисунок 2. Базисная линия
Система мониторинга инженерных сооружений (СМИС) в настоящее время эксплуатируется на ряде объектов, в том числе на автомобильном мосту через реку Обь в г. Новосибирске. Система СМИС является отечественной разработкой, не уступающей, а по точностным показателям превосходящей известные зарубежные аналоги. В ней используется оригинальное программное обеспечение и защищенные патентами технические решения.
Рисунок 3. Эксплуатация системы на автомобильном мосту.
Список литературы