Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Современный подход к школьному образованию.
Главный и фактически ведущий процесс всей нынешней глобальной трансформации состоит в изменении существа и характера человеческой деятельности. Деятельность превращается в основной способ самореализации человека, в «творчество», мотивированное внутренне и свободно. Деятельность людей, причем в массовых масштабах, перестает быть трудом и становится творчеством.
Отсюда становится понятным, что качества, становящиеся все более персонально значимыми и востребованными в современной социальной жизни и деятельности , такие как: инициативность, творчество, креативность, коммуникативность, гибкость мышления, диалогичность, умение делать выбор, умение поиска информации и активной работы с нею, личная ответственность, способность к смене позиций и видов деятельности, адаптивность и т.д. - просто не предусмотрены традиционной школьной системой.
Психологи считают, что 50% информации, запоминаемой учащимися, забывается уже через год, а через два года — 80%. Знания, получаемые в школе, не способны аккумулироваться и даже при прочном запоминании вряд ли когда-нибудь понадобятся в будущем.
Проблема ненужного, лишнего знания решается просто — всякое знание не имеет никакой цены, является обузой и лишним грузом, если оно не является в результате личного интереса, если оно не является результатом размышлений над проблемой, важной именно для этого человекa.
Развитие уверенности и инициативы, формирование независимости, воспитание личности - вот наиболее важные цели образования по мнению многих учеников. Они не считают важным содержание того, что называется академическим образованием. Современные учащиеся нуждаются в средствах выявления и развития своих индивидуальных способностей, в поиске возможности их применения, наконец, в том, чтобы их просто оценили по достоинству.
Выпускники школы информированы в области специальных знаний, владеют более или менее специальными умениями и навыками. Но чаще всего большинство из них не владеют самым главным умением , умением жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
Цель образовательного процесса в школе — содействие ученику в раскрытии, реализации и развитии личностного потенциала.
Функция учителя — организационно-стимулирующая.
Функция ученика — самоуправление деятельностью.
Стиль управления—сотруднический.
Доминирующие методы — диалогические.
Показателем эффективности является рост самостоятельности учащихся.
Образовательный процесс в современной школе опирается на следующие задачи:
- помочь обучающимся научиться познавать;
- помочь обучающимся научить делать;
- помочь научить жить вместе;
- помочь научить жить в ладу с самим собой.
Реализация этих задач выражается в следующих позициях:
- приоритетность личностно-смысловой сферы школьника, учителя в образовательном процессе;
- включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс;
- культивирование уникального опыта ребенка;
- признание ценности совместного опыта, ценности взаимодействия;
- построение образовательного процесса на основе учета психофизиологических особенностей учащихся;
- изменение позиции педагога-информатора, контролера на позицию координатора.
В результате реализации этого подхода формируется «целостность» личности, фиксируемая по показателям:
— мотивационные – интересы и мотивы;
— дидактические – обученность и обучаемость;
— психологические показатели развития - учебная деятельность и др.
Ребенок в современной школе не просто ученик , это - личность.
В фокусе внимания находятся не столько технологические аспекты деятельности учащихся, сколько личностные, а предметные знания и умения рассматриваются как средства развития личности. Задача педагогов - содействие ребенку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Главное, на что работает учитель — помощь ученику в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыл себя как носителя активного преобразующего начала. Учитель строит свои взаимоотношения с учеником на безоценочном, положительном принятии ребенка. Доброжелательный и компетентный учитель располагает учащихся к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого учителя значимо для учеников. И потому ребята готовы к нему обращаться за консультацией.