Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Современные тенденции развития мировой торговли и проблемы её регулирования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Потехина Виктория Игоревна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2017»  (август, 2017)
Количество просмотров статьи: 8689
Показать PDF версию Современные тенденции развития мировой торговли и проблемы её регулирования

Потехина Виктория Игоревна
Магистрант  ДГТУ,
Россия, г. Ростов-на-Дону
E-mail: viktoria_potekhina@mail.ru

Научный руководитель: Краснокутский Павел Анатольевич
к.э.н. доцент.
Кафедра Мировая экономика
и международные экономические отношения
ДГТУ,
Россия, г. Ростов-на-Дону

Аннотация

В работе охарактеризованы современные тенденции развития мировой торговли товарами и услугами как формы международных экономических отношений между странами. Проанализирована динамика мирового торгового оборота, определены факторы, влияющие на конъюнктуру мировых рынков товаров и услуг. Освещена проблема противоречий между процессами регионализации и глобализации в мировой экономике.

Ключевые слова: мировая торговля, регионализация, глобализация, рыночная конъюнктура, наднациональное регулирование.

Modern trends in the development of world trade and the problems of its regulation

Potekhina Viktoria

Don State Technical University

Postgraduate

Abstract

The main trends in the development of world trade in goods and services as a form of international economic relations between countries are described. The dynamics of world trade turnover is analyzed, the factors influencing the conjuncture of world markets of goods and services are determined. The problem of contradictions between the processes of regionalization and globalization in the world economy is examined.

Key words: world trade, regionalization, globalization, market conjuncture, supranational regulation.

Современное состояние мировой торговли и конъюнктуры мировых рынков товаров и услуг обусловлено многочисленными факторами, включая уровень развития материального производства и сферы услуг, финансовой, информационной и транспортной инфраструктуры, а также социально-политических процессов в различных государствах. Кроме того, на мировую рыночную конъюнктуру влияет уровень сложившихся торгово-экономических отношений между странами и их интеграционными блоками.

В данной статье выделены три закономерности современного развития мировой торговли.

1. Устранение разрыва между темпами роста оборота мировой торговли и мирового ВВП.

По данным ВТО, в период 1993-2010 гг. рост торгового оборота превышал динамику ВВП, за исключением 2001 г. и 2009 г., однако, начиная с 2012 г., наступил новый этап — замедление темпов роста мировой торговли, которые стали сопоставимы с динамикой мирового ВВП (рис. 1).

stokvvp_1.png

Рисунок 1 — Соотношение темпов роста оборота мировой торговли и мирового ВВП, % [1]

Данная тенденция связана с высокой волатильностью конъюнктуры мировых рынков и поиском новых точек роста мировой экономики. Лидером по обороту внешней торговли и объёму реального ВВП является Китай, совершающий последовательные шаги по переходу от статуса развивающейся экономики к развитой, от количественного роста к устойчивому и качественному, что приводит к замедлению темпов роста торговли. В то же время для России более характерна концепция догоняющего развития.

2. Усиление противоречий между глобализацией и регионализацией мировой торговли и международных экономических отношений в целом.

Отдельные признаки деглобализации мировой торговли проявляются во взаимных санкциях стран Запада и России, в участии большинства стран в региональных интеграционных объединениях и многосторонних преференциальных торговых соглашениях. Согласно отчёту статистической службы Евростат, 47% глобального экспорта и 45% глобального импорта товаров и услуг приходится на США, ЕС и КНР [2]. Между тремя центрами мировой торговли нередко возникают противоречия, торговые и политические конфликты, применяются методы скрытого протекционизма. Лидеры отдельных развитых государств снижают степень открытости национальной экономики импорту. Подтверждением этому служит выход США из преференциального торгового соглашения между 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона (Транстихоокеанского партнерства) в начале 2017г., которое Президент Трамп расценивал как «одну из главных угроз экономике США» [3].

Торговая политика отражает общие тенденции с точки зрения усиления негативных настроений в отношении глобализации. В течение 2014-2016 гг. наблюдалось увеличение ограничений и проявление протекционистских тенденций в торговой политике стран G20 в большей степени на товарных рынках, чем в сфере услуг. По мнению Кристин Лагард, главы Международного валютного фонда, ограничение торговли является явным примером "экономической халатности"[4]. Вместо того, чтобы помогать нуждающимся в этом секторе национальной экономики, закрытие торговли сокращает рабочие места, снижает зарплату, нивелирует важные экономические возможности, наносит ущерб цепочке поставок и повышает стоимость многих основных товаров. В дополнение к этому, неопределенность торговой политики может сдерживать инвестиции — критический фактор роста мировой торговли и экономики в целом.

3. Непосредственное влияние научно-технического прогресса на состояние мировой торговли в эпоху информационного века.

Всеохватывающее развитие сферы информационных технологий позволило экономическим субъектам сократить трансакционные издержки при оформлении сделок за счёт применения электронной коммерции, стремительный рост которой наблюдается во всём мире. По оценкам eMarketer, в 2015 г. объем российского сегмента электронной торговли составил 1,8 трлн. долл. (+17,7% к 2014 г.). При этом доля Интернет-торговли в совокупном объеме розничной торговли в мире постепенно растет, она увеличилась практически в 1,5 раза с 6,5% в 2012 г. до 8,6% в 2015 г. [5] При общем росте данной экономической сферы её определённые товарные сегменты имеют разную динамику продаж в разных странах в разный период. В частности, характерной особенностью российского спроса является низкая популярность таких сегментов как электронные книги, музыка и лицензионные диски, в то время как в мире, по экспертным оценкам, такие товары находятся на первых местах в списке предпочтений онлайн покупателей [6].

Основным фактором роста сектора электронной торговли является стабильный приток новых Интернет-пользователей, в частности за счет пользователей мобильных устройств (смартфонов и планшетов). Кроме того, по прогнозам eMarketer, в ближайшем будущем произойдет значительное увеличение числа покупок, в том числе благодаря возросшей ценовой конкуренции между игроками. Это объясняется тем, что онлайн потребители имеют возможность оперативно сравнивать цены различных продавцов (в том числе в формате маркет-плейса), что, в свою очередь, стимулирует проведение частых и регулярных специальных акций как электронными, так и традиционными ритейлерами на национальном и международном уровне торговли товарами и услугами.

В страновом разрезе, ожидается, согласно прогнозам экспертов, что в роли локомотива мирового рынка Интернет-торговли продолжит выступать Китай (26% в год), в частности за счет экспортной розничной онлайн торговли (табл. 1). Также достаточно высокие темпы роста ожидаются в других развивающихся странах — Индии (24%), Южной Корее и Индонезии (свыше 20%). Демография и быстрое проникновение мобильного Интернета — ключевые факторы роста в этих регионах. Рынки развитых стран (США, Великобритания, Германия, Япония) будут расти преимущественно за счет мобильных продаж.

Таблица 1 — Лидеры по развитию электронной торговли[7,8]

Страна Электронный товарооборот, млрд. долл. Доля онлайн-продаж в общей рознице, % Доля Интернет-покупателей от населения страны, %
2016 2021 2016 2021 2016 2021
Китай 672 1973 16% 34% 37% 52%
США 341 535 7,1% 10% 65% 71%
Великобритания 99 143 15% 19% 75% 79%
Япония 90 134 17% 21% 69% 73%
Германия 62 88 9% 16% 67% 70%

Специфика наднационального регулирования мировой торговли товарами и услугами обусловлена опережающим развитием данной сферы и отставанием реформ Всемирной торговой организации — основного регулятора. Мировая торговля претерпела значительные изменения с момента создания ВТО в 1995 г. Всё меньше товаров и услуг происходят от одной страны. Компоненты и промежуточные службы становятся все более доступными и собираются от поставщиков-специалистов по всему миру. Регулирование также играет более значительную роль в эту эпоху международной торговли. Соответствие нормативного надзора стало более важным, поскольку из-за диверсифицированных глобальных цепочек поставок стало сложнее контролировать бизнес и клиентов. На сегодняшний день ВТО играет ограниченную роль в содействии наднациональному регулированию торговых отношений. Субъекты мировой торговли избегают решения коммерческих и технических вопросов через аппарат ВТО и усложнённые процедуры голосования и одобрения всех членов данной международной организации. Многие ТНК полагаются на частные стандарты, сертификаты сторонних производителей и собственные системы управления качеством для наблюдения за их глобальными цепочками поставок.

Для решения проблем гармонизации регулирования мировой торговли стоит предложить заключение многосторонних обязательств по согласованности регулирования, в которых участвует лишь часть стран-членов ВТО (например, Транстихоокеанское партнёрство, Восточное партнёрство ЕС и др.). В частности, разработка такого соглашения ведётся в странах БРИКС, каждая из которых участвует в других региональных интеграционных объединениях, что создаёт проблему гармонизации сертификации и стандартизации качества, согласованности регулирования торговли, в том числе электронной коммерции [9]. Институциональный механизм данных соглашений требует дальнейших дискуссий и нормативной доработки.

Список литературы:

  1. WTO Secretariat for trade, consensus estimates for GDP // https://www.wto.org/english/news_e/pres17_e/pr791_e.htm
  2. Eurostat News, 01.01.2017 // http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/tet00018
  3. The collapse of the Trans-Pacific Partnership — The Economist, 23.11.2016 // https://www.economist.com/blogs/economist-explains/2016/11/economist-explains-14
  4. Boosting Growth and Adjusting to Change — IMF, 28.09.2016 // https://www.imf.org/ en/News/Articles/2016/09/27/AM16-SP09282016-Boosting-Growth-Adjusting-to-Change
  5. Key Digital Trends for 2017 — eMarketer // https://www.emarketer.com/Webinar/Key-Digital-Trends-2017/4000152
  6. Седых И. А. Рынок Интернет-торговли России аналитический доклад — Центр развития НИУ ВШЭ. 2017. C.2 // https://dcenter.hse.ru/data/2017/03/10/1169536647/ Рынок% Интернет-торговли%20в%20РФ%202016.pdf
  7. Worldwide Retail and Ecommerce Sales: eMarketer’s Estimates for 2016-2021 // https://www.emarketer.com/Report/Worldwide-Retail-Ecommerce-Sales-eMarketers-Estimates-20162021/2002...
  8. Top 250 global powers of retailing 2017 — National Retail Federation // https://nrf.com/resources /annual-retailer-lists/top-250-global-retailers
  9. Страны БРИКС намерены развивать диалог по торговле услугами — РИА Новости, 12.04.2016 // https://ria.ru/economy/20160412/1409248010.html