Евразийский
научный
журнал

Современные тенденции профессиональной подготовки специалиста

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Величко Александр Владимирович, Семенова Наталья Сергеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2017»  (ноябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2761
Показать PDF версию Современные тенденции профессиональной подготовки специалиста

Величко Александр Владимирович,
кандидат экономических наук,
доцент
кафедры экономики и управления на предприятии,
«МАИ» Филиал «Взлет»;

Семенова Наталья Сергеевна,
студентка
факультета экономики и управления на предприятии,
«МАИ» Филиал «Взлет»

Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Чтобы система образования была готова принять вызовы современности, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов, наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников.

Соответственно, информационные технологии и образование — это две тенденции, которые в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют новую эпоху и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем.

Необходимым условием формирования инновационной модели экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Структурные изменения в обществе, преобразования в экономической деятельности человека изменяют подходы к ее формированию как специалиста определенной отрасли. Это, прежде всего, предполагает учет интеграции образования, науки и производства как фактора устойчивого экономического роста. Следует отметить, что благодаря интеграционному развитию образования и науки произошло стремительное распространение знаний, их практическое применение и внедрение, обеспечило интенсификацию научно-технического прогресса во всех отраслях экономики.

В образовательном пространстве современной Европы и мира складывается ряд новых тенденций, обусловленных процессами глобализации, информатизации, расширения границ активного возраста человека, актуализацией идей непрерывности и ценности образования:

— переход большинства стран от элитарного образования к образованию, ориентированному на все слои общества и все возрастные группы населения, то есть образование для всех;

— углубление межгосударственного сотрудничества в сфере образования;

— существенное увеличение в образовании гуманитарной составляющей.

В русле названных тенденций образование в современном мире выступает неотъемлемым компонентом активно развивающейся системы непрерывного образования, обеспечивая профессиональное и личностное развитие взрослого населения в условиях динамичных социально-экономических изменений.

В странах Западной Европы и США доминирует непрерывное профессиональное образование. Германия, Швейцария, Австрия профессиональную подготовку осуществляют по схеме: профессиональная школа — техническая школа — не университетский сектор высшего образования. В Италии и Франции практикуется использование модели профессиональных школ или профессиональных колледжей.

Программы, учебные планы разные для этих направлений, однако, учитывая повышение требований рынка по мобильности специалистов, разрабатываются меры по согласованию перехода с одного потока в другой, возможности повышения профессионального и образовательного уровня. Следует отметить, что в структуре признанных университетов США насчитывается до десяти и более различных колледжей, учебных заведений общего и среднего специального образования, объединенных родством по специальности в единую интеграционную ступенчатую систему образования.

В основу этой системы положены следующие принципы:

— охват образованием всей жизни человека, понимание образовательной системы как целостности, которая включает дошкольное воспитание, главную, повторную, параллельное образование, объединенную, интегрирующий все его уровни и формы;

— включение в систему образования, кроме учебных заведений и центров к подготовке, формальных, неформальных и форм образования;

— горизонтальная интеграция: дом, соседи, местная социальная сфера, общество, работа, средства массовой информации, культурные и религиозные организации;

— связь между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным) на отдельных этапах жизни;

— вертикальная интеграция: связь между отдельными этапами образования — дошкольным, школьным, после школьного образования;

— между различными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между различными социальными ролями, которые человек реализует на отдельных этапах жизненного пути;

— универсальность и демократичность образования, возможность создания альтернативных структур получения образования;

— взаимосвязь общего и профессионального образования;

— акцент на самоуправление, самовоспитание, самооценку, индивидуализацию обучения;

— динамический подход к знаниям, способность к ассимиляции новых достижений науки;

— облегчение социальных ролей в разные периоды жизни;

— познание и развитие собственной системы ценностей;

— поддержка и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личностного, социального и профессионального развития;

— системность принципов для всего образовательного процесса [1, С. 134-135].

Обращаясь к истокам зарождения идеи непрерывного образования, П. Зинченко отмечает, что мнение о нем как о средстве решения проблемы достижения полноты человеческого развития, зародилась в далеком прошлом. Она имеет богатую историю и содержание. Однако, становление и развитие концепции непрерывного образования, которая объясняет суть этого нововведения от философского анализа технологическим механизмам его осуществления, состоялось сравнительно недавно [2, С. 81].

Впервые термин «непрерывное образование» был употреблен в 1968 году в материалах Генеральной конференции ЮНЕСКО и с тех пор активно используется в педагогической среде. Вместе с тем говорить о теоретической завершенность непрерывного образования пока не приходится, поэтому мы считаем целесообразным, рассмотреть отдельные аспекты этой проблемы. Стоит отметить, что важным признаком современной профессиональной подготовки является интегративность. Эта тенденция наиболее отчетливо проявляется на первом этапе реализации непрерывного образования.

В документе ЮНЕСКО, подготовленном для XIX Генеральной конференции ООН, непрерывное образование трактуется как способ связи и интеграции, позволяет синтезировать уже существующие системы образования и как основной принцип организационной перестройки различных звеньев образования.

Все это в последние два десятилетия обусловило появление в большинстве регионов РФ тенденции к комплексному преподаванию и передачи научно-технических знаний. Это объясняется интегративными свойствами современного производства. Качественно новые требования потребителей продукции, усиление технических и технологических преобразований, интеграция производственных технологий, образования предприятий с различной организацией производства, различными техническими и технологическими возможностями потребует подготовки высококвалифицированных кадров, способных в комплексе применять различные профессиональные знания и умения при решении типовых и нетиповых задач деятельности.

В странах с развитой рыночной экономикой корпорации, фирмы делают заказ на подготовку нужных специалистов всех квалификационных уровней в определенных учебных заведениях. Интересно, что к профессиональной подготовке привлекаются промышленники и другие работодатели, государственные и частные учреждения. Они участвуют в организации практического обучения в условиях производства, разработке учебных планов и программ, проведении квалификационных экзаменов.

Такое сотрудничество улучшает профессиональную направленность подготовки, увеличивает возможность трудоустройства будущих специалистов, улучшает саму подготовку и ее конечный результат вследствие повышения мотивации обучения и усвоения специальности [2].

Поэтому, определяя формы учебной деятельности в подготовке будущих специалистов, целесообразно предусмотреть проведение практических занятий в условиях реальных предприятий с решением конкретных профессиональных задач.

Существует опыт функционирования таких интегрированных систем [3]:

— интегрированная система трехступенчатого ​​высшего технического и двухступенчатой профессиональной, функционально-ориентированной системы инженерного образования;

— интегрированная система непрерывного образования «школа — вуз» для ускоренного обучения одаренных учащихся;

— интегрированная межвузовская система получения двойного профессионального образования.

Сегодня главная проблема на промышленных предприятиях, это поиск квалифицированных рабочих, мастеров, руководителей среднего и начального звена. В настоящее время современное развитие технологий значительно опережает существующую систему требований производства к составу рабочих профессий, их компетенциям, не обеспечивая своевременную трансляцию в систему образования. В этих условиях возникли и с течением времени все более обостряются проблемы обеспечения производства квалифицированными рабочими кадрами и прежде всего в инновационных областях экономики:

— разрыв между требованиями со стороны предприятий и теми компетенциями, которые работники приобретают в системе профессионального образования;

— увеличение затрат работодателя на профессиональную переподготовку и адаптацию;

— несвоевременная профессиональная переподготовка.

В 2010 году создан департамент науки, высоких технологий и образования правительства Российской Федерации. В сферу ведения нового департамента вошли вопросы государственной политики в области научно-технического обеспечения инновационного развития российской экономики, модернизации системы профессионального образования в стране, кадрового обеспечения в сфере образования и науки, особенно в перспективных инновационных областях, формирования национальных исследовательских центров, сети федеральных и исследовательских университетов.

Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников.

В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта. Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ.

Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет — технологиях или электронном образовании. К современным тенденциям подготовки специалиста относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества.

Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование.

Высокий уровень компетентности рабочих и специалистов (главный ресурс социально-экономического развития в информационном обществе) рассматривается сегодня как важнейшее конкурентное преимущество одних государств перед другими. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении. В этой модели специалиста, цели образования, связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Целью профессионального образования при подготовке специалиста является обучение работать в группе и выработка способности к решению многочисленных задач в различных ситуациях.

Будущему специалисту в условиях реального производства, которое имеет интегративный характер, нужно решать производственные задачи, которые требуют комплексного применения знаний системы учебных дисциплин. Это создает определенные трудности в профессиональной адаптации специалиста на производстве, снижает экономическую эффективность его использования.

Мы считаем, что для разрешения этого противоречия в процессе профессионального обучения нужно применять специально разработанные функциональные учебно-производственные задачи, которые требуют комплексного применения знаний и умений нескольких учебных дисциплин, а может и целого блока дисциплин. Это приведет будущего специалиста к активизации учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей эффективную интеграцию знаний и умений.

Список использованной литературы

  1. Профессиональная педагогика/Под ред. Батышева С.Я. — М.: Ассоциация: Профессиональное образование, 1999. — 904 с.
  2. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вутетич В.Г. Функциональная структура зрительной памяти. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. — 271 с.
  3. Бекренев А.Н., Михелькевич В.Н. Интегрированная система высшего образования // Высшее образование в России. — 1994. —  2. — С.125-128.
  4. Максимова Н. Ю., Кузнецова Т. И. Современные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социально-гуманитарного профиля // Молодой ученый. — 2015. —  14. — С. 498-500.