Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Дударев Алексей Михайлович istra_vv@mail.ru
В настоящий момент современная корпорация представляет собой имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д., что предполагает необходимость урегулирования отношений в сфере формирования и функционирования эффективных корпоративных образований, а также предопределяет актуальность исследования процессов существования и развития корпораций в России, обеспечения тесного национального и межнационального корпоративного взаимодействия. Широко используемый ныне термин «корпорация» является относительно новым для российской правовой системы. На сегодняшний день он не закреплен законодательно и образует самостоятельное юридическое понятие. Он происходит от латинского «corporatio» (объединение, сообщество) и понимается как «общество, союз, группа лиц, объединяемая общность профессиональных и сословных интересов» .
Традиционно в российской экономической науке и практике понятие корпорации связывалось и отождествлялось с акционерным обществом. Термин «корпорация» воспринимается юристами неоднозначно и имеет немало толкований. В современных условиях термин «корпорация» понимается по-разному» . Так, в Швейцарии корпорациями называют один из двух основных типов юридических лиц - наряду с учреждениями. В Англии корпорация может быть определена как само юридическое лицо, поскольку юридические лица здесь делятся на корпорации, представляющие собой совокупность лиц (corporationaggregate), и единоличные корпорации (corporationsole). В США корпорации, хотя и не являются единственной формой юридического лица, включают самые разные организации. Корпорации здесь бывают четырех видов: публичные, квазипубличные, предпринимательские и непредпринимательские. К публичным относятся государственные и муниципальные органы. К квазипубличным - корпорации, служащие общим нуждам населения. Предпринимательские преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли и сравнимы с акционерными обществами в странах континентальной системы права.
На сегодняшний день российские корпорации по территориальному признаку можно разделить на следующие большие группы: региональные корпоративные структуры; межрегиональные корпоративные структуры; транснациональные, или международные, корпоративные структуры.
Транснациональные корпорации представляют собой наиболее развитую и мощную часть корпоративного бизнеса, действующую в международных масштабах, являются одним из наиболее мобильных факторов растущей целостности мировой экономики и играют ведущую роль в формировании единой системы мирового хозяйства.
Следует отметить, что при этом транснационализация российского корпоративного сектора находится в самом начале. Несмотря на определенную позитивную динамику формирования и развития корпораций в России остается ряд нерешенных проблем:
Что касается сырьевой направленности, то итоги ежегодных рейтингов «Эксперт – 400» как в докризисном 2008 г., так и в после кризисные годы демонстрируют возможности роста. Несмотря на серьезное усложнение экономической ситуации, суммарный доход крупнейших российских компаний в 2008 г. впервые превысил 1 трлн долларов, а по итогам 20-го ежегодного рейтинга в 2013 г. его величина составила 1,513 трлн долларов. Общий годовой темп прироста их суммарного объема реализации в указанные периоды составил 24,1% и 10,5% соответственно. При этом корпорации сырьевого сектора имели темпы увеличения объема реализации в 1,3-1,4 раза выше средне рейтингового и обеспечили около 54% общего объема реализации продукции участников рейтинга. Корпорации потребительского сектора и обрабатывающей промышленности имели темпы прироста существенно ниже – 19,6% и 18% в 2008 г. и 2011 г. соответственно .
Основная цель представленной в 2008 году президентской стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, является перевод российской экономики с сырьевого на инновационный путь развития, это касается именно деятельности корпораций, как важных участников международного рынка.
Правительством РФ была разработана Концепция социально-экономического развития страны являющейся основной для реализации стратегии развития страны. В России необходимо сочетание реализации собственных инновационных разработок, а также адаптации и внедрения зарубежных инноваций в экономическую систему .
Переход к устойчивому росту экономики и повышению благосостояния населения возможен только при концентрации имеющихся ресурсов на основных направлениях формирования нового технологического уклада, развитии добросовестной конкуренции, повышении темпов инновационной и инвестиционной активности, улучшении качества государственного регулирования, стимулировании развития предпринимательства в целом.
Стратегия развития предполагает освоение научно-технических инноваций, разработку новых технологий, видов продукции. Основная из них – удвоение валового внутреннего продукта за десять лет. За прошедшие несколько лет стало очевидным, что только на сырьевой направленности экономики этих задач практически невозможно достигнуть. Обеспечение должного уровня свободы, создание благоприятных конкурентных условий, укрепление прав собственности, эффективная интеграция бизнеса, власти, образования и науки – приоритетные направления в достижении поставленных целей. Важным шагом в решении поставленных задач становиться разработка комплекса стратегического развития России на долгосрочную перспективу.