Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Современные проблемы и перспективы организации профессиональной ориентации в Иркутской области

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Тугарин Алексей Александрович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 2011
Показать PDF версию Современные проблемы и перспективы организации профессиональной ориентации в Иркутской области

Тугарин Алексей, студент
Байкальского Государственного университета

Сегодня профессиональная ориентация учащейся молодёжи является важнейшей составляющей подготовки будущих квалифицированных кадров в условиях общего среднего и профессионального образования. 

Профессиональной ориентация – это система взаимодействия личности и общества (различного на определенных этапах развития человека), направленного на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребностей общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должно стать сформированное профессиональное самоопределение.

Однако анализ результатов оценки состояния разработанности данной проблемы в практике свидетельствует о её серьёзных недостатках. По данным Федеральной службы занятости России, молодые люди в возрасте 25–29 лет, среди которых выпускники вузов, средних специальных учебных заведений, а также вчерашние школьники, являются одной из наиболее уязвимых социальных групп из-за отсутствия достаточного профессионального и социального опыта и, в силу этого, менее конкурентоспособными.    Безработица среди молодёжи имеет свои особенности: высокий удельный вес по сравнению с другими возрастными группами (по статистике Минтруда России, более 30% зарегистрированных безработных в возрасте до 29 лет имеют вторичную безработицу со сравнительно короткими сроками). 

Сценарии развития демографической ситуации в России указывают на грядущее уменьшение численности трудоспособного населения, то есть на то, что обеспеченность экономики трудовыми ресурсами вряд ли будет удовлетворительной, при этом уже через десять-двадцать лет в России один работоспособный человек должен будет содержать двух неработоспособных: ребенка и пожилого человека.

По мнению ученых (педагогов и психологов, занимающихся данной проблемой), существующий разрыв между общим и профессиональным образованием, реализуемая через подготовку будущих выпускников к принятию решения о построении и реализации образовательно-профессионального маршрута, должна быть заполнена специальной работой в образовательных программах в условиях общего, профессионального и дополнительного образования. 

Перейдем к основным проблемам в сфере профессионального самоопределения Иркутской области:

  • отсутствие целостной государственной политики и государственной координации в сфере профессионального самоопределения детей и молодежи, связанных с высокой ведомственной разобщенности;

  • недостаточная эффективность профессионального и высшего образования, не качественное взаимодействие профильных образовательных организаций и образовательных программ с реальными потребностями экономики;

  • превалирование общественных мифов и предрассудков о мире труда и профессий, нежелание принимать детей и молодежь как субъект рынка труда;

  • противоречивость интересов различных субъектов, участвующих в процессах профессионального самоопределения и его содержание (основное противоречие между интересами экономической сферы и самоопределяющихся интересов личности);

  • слабая институционализация деятельности по поддержке профессионального самоопределения и связанного с ним нерешенные проблемы кадрового обеспечения в этой сфере;

  • неспособность школы реализовать практико-ориентированных форм поддержки профессионального самоопределения, в сочетании с отсутствием у нее готовности к социальному партнерству с профессиональными образовательными организациями и предприятиями реального сектора экономики в решении профориентационных задач;

  • межведомственные пробелы в поддержке профессионального самоопределения обучающихся на различных уровнях и этапах обучения;

В целом, подход к построению профориентационной работы реализуется по всей области, муниципальных и частных организаций, и традиционно концентрирует свою поддержку конкретного профессионального выбора и формирование субъекта выбора. Однако, такой подход становится все менее эффективным в условиях нарастающей динамики развития технологий и нестабильность общей экономической ситуации.

Одним из эффективных средств, для решения проблем профориентации в регионе по нашему мнению является организация межведомственного взаимодействия. В условиях сетевого взаимодействия партнёры действуют более эффективно и мобильно, так как сеть, объединяя субъектов – участников профориентационного процесса, позволяет своевременно и качественно осуществлять и фиксировать решение своих индивидуальных задач, при этом работать на общую цель

Нами была разработана программа по организации межведомственного взаимодействия  по организации профориентации. Её основные принципы:

Образовательным организациям области необходимо:                                                
  1. Создать условия для  проведения  системной,  квалифицированной  и комплексной профориентационной работы в организации;
  2. Способствовать формированию  у  обучающихся  в  процессе  обучения   и   воспитания осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с  интересами  и способностями каждого и с учетом потребностей региона; знакомить обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности с  профессиональными  образовательными  организациями,  профессиями  и специальностями;