Евразийский
научный
журнал

Современные подходы к организации дистанционного обучения студентов творческих специальностей

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кравцова Людмила Георгиевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 3253
Показать PDF версию Современные подходы к организации дистанционного обучения студентов творческих специальностей
Кравцова Людмила Георгиевна 3 курс магистратуры «дизайн мультимедиа»  Института Искусств МПГУ. Научный консультант по подготовке статьи: ТКАЛИЧ С.К. доктор педагогических наук, член-корреспондент РАЕ Россия, Москва. эл. почта Kravtsova_L@mail.ru.

Аннотация: в статье рассмотрены современные подходы к организации дистанционного обучения. Определены важнейшие составляющие дистанционного обучения. Дана краткая характеристика дистанционных образовательных технологий. Уточнена организация системы дистанционного обучения.

Ключевые слова: технология дистанционного обучения, интерактивность, интернет-портал.


В современных условиях модернизации системы образования ключевую роль отводят активному познанию, самообразованию, дистанционному обучению. Использование информационных технологий в образовании способствовало повышению уровня образования и его эффективности. Стремительное же развитие средств телекоммуникаций повлияло на совершенствование образовательных технологий. Наиболее перспективной из них стала технология дистанционного обучения.

Теоретические и практические аспекты дистанционного обучения рассмотрены в научных трудах Андреева А.А., Канаво В.А., Полата Е.С., Солдаткина В.И., Хуторского А.В. и др.

Дистанционное обучение представляет собой комплекс технологий, которые обеспечивают: а) передачу обучаемым необходимого объема учебного материала, б) возможность интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса, в) возможность самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения.

Тезис 1. Именно самостоятельная учебная деятельность студента положена в основу дистанционного обучения. Возникает необходимость в более гибкой системе образования, которая даст возможность получать новые когнитивные знания в любом месте и в любое время.

Дидактическая модель дистанционного обучения является совокупностью образовательных и информационных технологий. При этом информационные технологии выступают в роли новых интерактивных средств обучения, обладающих широким спектром дидактических достоинств и изменяющих привычные методы, форму и содержание обучения.

Рассматривая различные способы организации дистанционного обучения, не всегда можно увидеть эффективный учебный процесс, в котором были бы реализованы дифференцированные формы и методы обучения, качественный контроль знаний, индивидуальный подход в обучении. То есть, дистанционное образование сегодня требует уточнения и конкретизации многих позиций.

Например, дистанционное обучение обеспечивает интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса друг с другом и с информационным ресурсом, в качестве которого может выступать web-сайт или web-портал. отсюда мы подчеркиваем важность такого портала, сайта, его профессиональную четкость и дидактический модуль.

Тезис 2. В этой связи считаем полезным напомнить молодым педагогам, что интернет-технологии дают обзорный уровень знаний, но не гарантируют формирование компетенции. Это происходит лишь в процессе освоения дидактических этапов. Дидактический волюнтаризм (пренебрежение базовым стандартом педагогической дидактики: наш термин) стал тенденцией у молодых педагогов.

Содержательную сторону дистанционного обучения составляют компоненты учебного процесса, функционирующие в информационной среде. К таким компонентам можно отнести: компьютерную визуализацию учебной информации; архивирование больших объемов данных, их обработку и передачу; обратную связь между обучаемыми и средствами обучения; автоматизацию вычислительных процессов, обработку результатов учебного эксперимента; автоматизацию методических процессов; управление учебным процессом и контроль результатов обучения.

Методические подходы к дистанционному обучению опираются на педагогические и технологические требования к информационной среде, которая обеспечивает информационную деятельность и взаимодействие участников.

К основным дистанционным образовательным технологиям относят:

- кейс-технологии;

- телекоммуникационные технологии;

- технологии, использующие интегрированную образовательную среду;

- интернет-технологии.

В кейс-технологиях реализуется самостоятельное изучение учебных материалов, которые предоставляются студентам в форме кейса. Информационно-коммуникационные технологии используются для переписки со студентами и для обеспечения их учебной информацией, для оказания консультативной помощи, при проведении конференций.

Многие студенты заочного отделения в процессе эмпирического опроса ответили, что необходимы формы занятий FTF – в аудитории с педагогом. Это установочные лекции, семинары, тренинги и контрольно-проверочные формы.

Тезис 3. Основу телекоммуникационных технологий составляет модульный принцип, который гарантирует динамику обучения на основе алгоритма освоения тематических блоков.

По завершении каждого тематического блока педагог проводит контрольные мероприятия. По каждой дисциплине разработаны стандартные наборы занятий, соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта.

В последние годы часто проверка уровня усвоения знаний происходит с помощью электронного тестирования. Однако многие студенты, особенно взрослые люди, осваивающие второе высшее образование, предпочитают отвечать устно педагогу, так как происходит обмен мнениями и реализуется потребность студента в самовыражении своих мыслей по теме предмета.

Технологии, использующие интегрированную образовательную среду – представляют собой электронные энциклопедии по разным учебным предметам, тесты, медиатеку. Интегрированная информационная среда успешно используется как в традиционном, так и в дистанционном обучении.

При использовании интернет-технологий широко используются компьютерные обучающие программы, электронные учебники, которые доступны обучающимся в Интернете [2].

При использовании эффективность любой технологии дистанционного обучения будет зависеть от таких факторов, как:

  1. взаимодействие участников образовательного процесса;

  2. используемые педагогические технологии;

  3. эффективность методических материалов;

  4. доставка учебных материалов обучающимся.

Система дистанционного обучения. Функционирование такой системы обеспечивают следующие элементы.

1. Система доставки образовательного контента, использующая информационно-коммуникационные технологии. Доставка осуществляется через Интернет с помощью электронной почты, через локальную сеть учебного заведения.

2. Специально созданный методический комплекс, обеспечивающий поддержку работы преподавателя при обучении в информационно-коммуникационной среде. Данный комплекс включает в себя электронную библиотеку, медиатеку, электронный каталог библиотеки учебного заведения.

3. Средства взаимодействия участников образовательного процесса в информационно-коммуникационной среде. Такими средствами являются интернет-форум образовательного учреждения, онлайн лекции, электронная почта, , видео-конференции и др.

4. Средства, используемые для эффективной диагностики и оценивания уровня обученности (контрольные материалы, компьютерное тестирование).

5. Средства оценки результатов образовательной деятельности (электронная система учета успеваемости).

Система дистанционного обучения является довольно сложным механизмом, выполняющим различные задачи, такие как: контроль потоков данных; организация внутреннего документооборота; обеспечение входа обучающихся в интерактивную среду обучения; масштабирование сервисов образовательных ресурсов [4].

Эффективность же системы дистанционного обучения будет зависеть не только от программного обеспечения, но и от качества разработанных интерактивных электронных учебно-методических комплексов. Об этом говорят многие педагоги-практики в своих работах и предлагают обучающие методики, их мнение чрезвычайно ценно. Например, технология конструирования авторской методики и концептуальное проектирование информационно-технологического ресурса рассматривают С.К. Ткалич и А.И. Ткалич на основе многолетнего опыта работы со студентами творческих специальностей и [5,6].

При разработке системы дистанционного обучения возникает немало трудностей. К ним можно отнести коммуникационное взаимодействие преподавателей и обучающихся. Такие способы обратной связи как электронная почта, чат, форум требуют определенных временных затрат со стороны преподавателей и не могут заменить очную консультацию. Устранить данную проблему поможет подсистема интерактивного взаимодействия, которая строится на основе интернет-трансляций и вебинаров.

Вывод. Мы сделали попытку систематизировать современные методические подходы к организации дистанционного обучения. Дана краткая характеристика дистанционных образовательных технологий. Уточнена организация системы дистанционного обучения. Тезисы помогают концентрировать внимание на блочном методе работы со студентами дистанционного образования.







Список литературы

  1. Блинов В. И., Артамонова М. В. Чего ждут в России от профессионального образования//Вопросы образования. 2012. № 1. – С. 291.

  2. Зайнашева Г.Н. Применение системы Moodle для дистанционного обучения в Казанском государственном энергетическом университете. статья. //Секция «Модернизация учебного процесса и дистанционные формы в гуманитарном образовании». // «Современное образование: содержание, технологии, качество». Сборник материалов XX Международной научно-методической конференции. Т. 1. – СПб: Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2014. – С. 111-118.

  3. Козлова Л.П. Актуальность дистанционного обучения. Статья. //Секция «Модернизация учебного процесса и дистанционные формы в гуманитарном образовании». // Современное образование: содержание, технологии, качество. Сборник материалов XX Международной научно-методической конференции. Т. 1. – СПб: Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2014. – С.238-246.

  4. Кузьмин А.А. Система дистанционного образования в России: проблемы и перспективы. 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://mgutu-omsk.3dn.ru.

  5. Ткалич А.И., Ткалич С.К. Образовательный консалтинг: концептуальное проектирование информационно-технологического ресурса в магистратуре гуманитарного вуза. // Научные труды SWorld. 2013. Т. 16. № 2. – С. 33-37.

  6. Ткалич С.К. Подготовка магистров: технология конструирования авторской методики (графический дизайн). Статья. //
    Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. 2012. № 4. – С. 65 - 69.