Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Цабренко Галина Николаевна
учитель истории и обществознания,
МОУ «Майская гимназия»
Современный мир — мир электронной культуры. Ребенок живет в этом мире. Процесс приобщения школьников к историческому образованию происходит в условиях разнообразных потоков информации. Чтобы ребенок и учитель понимали друг друга, учитель должен освоить современные образовательные технологии.
Современный педагог в своей работе применяет эффективные методики и инновационные технологии для достижения положительной мотивации обучения и активизирования познавательной деятельности учащихся. Инновационный процесс в образовании и исследовательская деятельность связаны между собой тонкой нитью.
Формирование у школьников ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности является приоритетным направлением исторического образования. Инновационные технологии в преподавании истории позволяют развивать умения классифицировать, высказать суждения, делать умозаключения и выводы, развивают навыки наблюдения, навыки работы с имеющейся информацией, навыки экспериментирования, познавательные способности и потребности, навыки творческого проектирования и исследовательского поиска.
В современном преподавании выделяют пассивные, активные и интерактивные стратегии. Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования.
Проектная деятельность, относящаяся к инновационным технологиям, на уроках истории нацелена на формирование способностей, которые позволяют эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, аргументировано доказывать свою позицию, точку зрения, раскрывать творческий потенциал личности. Темы исследовательских работ, должны быть посильны пониманию школьников. В процессе исследовательской работы ученик должен попытаться решить проблему, выдвинуть гипотезу, задать вопросы, сделать выводы. Проектирование формирует у школьников целеустремленность и самостоятельность.
Система опорных конспектов, относящаяся к инновационным технологиям, очень удачно позволяет сочетать устоявшиеся методические способы традиционной системы и новые подходы к обучению. Эта система повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала, способствует систематизации знаний. Также использование опорных конспектов предполагает управление познавательной деятельностью школьников, развитие умений самостоятельной работы, самоконтроля.
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории также относят к инновационным технологиям. Учитель может использовать презентации и мультимедийные уроки. В данном случае школьники также могут самостоятельно составлять опорные конспекты и представлять их в форме презентации, что одновременно будет являться и элементом проектной деятельности. Информационно — коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и саморазвитию личности, позволяют усилить наглядность и эмоциональную составляющую обучения, проводить виртуальные экскурсии по музеям и т. д.
Внедрение интерактивного обучения, как специальной формы организации познавательной, практической и творческой деятельности имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Один из результатов применения интерактивных методов обучения является:
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Интегрированные уроки — это уроки творчества, которые учат школьников представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Главной задачей учителя на интегрированном уроке становится организация такого познавательного процесса, при котором учащиеся активно применяют свои знания на практике. Интегрированные уроки предоставляют учителям и ученикам большие возможности для интеллектуального творчества и овладения сложным материалом, что особенно актуально в период перехода к ФГОС общего образования.
Игровые технологии остаются одним из наиболее используемых средств обучения, особенно в младших и средних классах. Игровые технологии на уроках истории отражают отношение между людьми, формируют правила общественного поведения, повышают интерес к историческому прошлому, активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают эффективность урока и качество знаний.
В обучении необходимо найти дифференцированный подход к каждому ученику, постараться помочь развить личность учащегося с учетом его склонностей, способностей и интересов. Это позволит построить индивидуальную образовательную траекторию отдельного ученика, осуществить личностно — ориентированный подход к обучению.
Отдельно необходимо уделить внимание сохранению здоровья подрастающего поколения. Необходимо совершенствовать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья ребят, привитие им навыков здорового образа жизни, формирования у ребят представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет школьникам развивать навыки межличностного взаимодействия, способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Учащиеся лучше усваивают причинно-следственные и хронологические связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес школьников к предмету, формирует их историческое сознание.
Использование инновационных технологий даст возможность повысить мотивацию учащихся к изучению истории, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность ребят на уроках. Инновационные технологии на уроках, в купе с правильно подобранными или спроектированными методами обучения, применение активных методик обучения — станут базой современного учебного процесса. Подобная база гарантирует должный уровень вариантности, качества, дифференциации и индивидуального воспитания и обучения. Новые инновационные технологии на уроках это возможность совершенствования учебного процесса в целом.