Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководителей школ (из опыта работы)

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Маматказина Алия Али – Аксаровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2073
Показать PDF версию Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководителей школ (из опыта работы)

Маматказина Алия Али – Аксаровна,
старший преподаватель Сурхандарьинского областного ИППКПРНО

Педагогическая и управленческая деятельности в современных условиях отличаются установкой на демократизацию и создание партнерских отношений в коллективе, что должно находить отражение также в новых подходах к обучению в системе повышения квалификации.

Все возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике.

Как показала практика нашей работы, наиболее приемлемыми и эффективными являются такие активные методы обучения как тренинги, учебные групповые дискуссии, анализ конкретных педагогических ситуаций, деловые и ролевые игры. Рассмотрим некоторые из них.

В тренингах обычно широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые и ролевые игры, разбор конкретных педагогических ситуаций, групповые дискуссии.

Тренинги направлены на развитие у слушателей не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности.

В результате тренингов слушатели, например, курсов повышения квалификации руководящих работников школ анализируют процесс управленческой деятельности (планирование, принятие решений, оценка, контроль), усваивают знания и алгоритмы решения управленческих задач.

Метод учебной дискуссии заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме.

Дискуссия как коллективное обсуждение носит различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и высказанных суждений. Для её проведения мы стараемся создавать и поддерживать определенный уровень взаимоотношений слушателей - отношения доброжелательности и откровенности.

Этот метод позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала.

Цель метода анализа ситуативных педагогических ситуаций - научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

В ходе анализа проблемной ситуации слушатели должны уметь выявить именно внутренние причины, а не их внешние проявления.

Метод деловых игр - это комплекс ролевой игры с различными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры.

Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д.

Деловые игры характеризуются направленностью на приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности.

Такова проводимая на курсах повышения квалификации заместителей директоров школ по учебной части, а также заместителей директоров школ по духовно-просветительской работе деловая игра “Диагностика в школе”, цель которой выработка навыков и умений диагностирования работы учителей-предметников и классных руководителей.

Она состоит из 4 этапов. При её проведении участники делятся на 2 группы: 2-3 человека –завучи школ (в другом случае - заместители директоров школ по духовно-просветительской работе), остальные – выполняют роль учителей-предметников (классных руководителей). Определяется также экспертная группа.

“Учителям-предметникам” (“классным руководителям”) раздаются диагностические анкеты. После их заполнения “завучи” (“заместители директоров школ по духовно-просветительской работе”) составляют диагностическую карту школы, из которой видны сильные и слабые стороны участников процесса, составляют планы методической работы: обобщение опыта работы лучших, оказание методической помощи тем, кто в ней нуждается.

Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики.

Интерактивные методы в обучения повышают способность руководителей школ выявлять проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант как в процессе индивидуальной работы, так и во взаимодействии с другими работниками.