Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Современное текстильное искусство в интерьере

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Дягилева Ирина Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2023»  (февраль, 2023)
Количество просмотров статьи: 504
Показать PDF версию Современное текстильное искусство в интерьере

Дягилева Ирина Анатольевна
Преподаватель СПб ГБПОУ, Россия, г. Санкт-Петербург 
E-mail: dyagileva_irina@inbox.ru

Аннотация: Роль текстиля в дизайне интерьера в современном мире кардинально поменялась. За последние полвека данный художественный жанр поднялся на следующую ступень развития, а специалисты по текстилю занимаются созданием новых уникальных концепций. На сегодняшний день они используют множество различных материалов и цифровые технологии. Текстильный дизайн, как один из видов декоративно-прикладного искусства, максимально разнообразен: происходит постоянное развитие образного решения, форм, оригинальности техник и приемов исполнения в текстильных изделиях. Появление новых направлений в современном текстильном искусстве расширило диапазон средств выразительности. Сегодня дизайнеры и художники часто приходят к решению использовать в своей работе классические приемы и техники, они останавливаются на истоках декоративно-прикладного искусства таких как, мир природы и возрождение традиционной культуры. Текстильное искусство стало огромным полем для экспериментов в оформлении фрагментов интерьера.

Ключевые слова: текстильный дизайн, декоративное искусство, интерьер, художественный текстиль, художественная культура, традиционная культура.

Дизайн современного интерьера является одним из самых актуальных направлений, где применяются самые различные техники и материалы. Большинство жилых и коммерческих пространств рассматривают дизайн интерьера, как важнейший элемент визуального оформления, в том числе и текстильный дизайн.

Текстильное искусство является старинным, его история идет от прошлых народов и их культур. Он не утратил своего значения и в настоящее время. Текстиль дает уникальную возможность придать интерьеру что-то новое. Сейчас современные направления очень разнообразны, так как они не ставят жестких рамок для специалистов в этой сфере. Назначение текстиля и его функций в организации пространства многогранны, их изучение позволит обозначить направления развития современной текстильной промышленности.

Декоративное искусство — вид творчества, включающий живописные пластические и композиционно-пространственные способы. Его широкая гамма дает возможность художнику или дизайнеру показать свои эмоции и воображение, раскрыть свое личное видение мира. При всей свободе самовыражения профессионал декоративного искусства должен знать и чувствовать материальную основу избранного вида творчества — пластические и структурные свойства глины, металла, стекла, текстиля; обладать техникой их обработки и особенностями формообразования. Художественное оформление текстильных материалов представляет собой один из самых популярных видов декоративного творчества, а текстильные изделия знакомы любому человеку с детства — это одежда, ткани, убранство интерьера. Как и любая область культуры, текстильное искусство имеет свой художественный язык, который определяет особенности композиции, которыми необходимо владеть для успеха в этой деятельности. Специфика языка текстиля заключается в том, что предметы реального мира подвергаются стилизации, перерабатываются во всевозможные формы, объемы, цвета и решаются декоративно, орнаментально. Это связано с необходимостью учитывать художественные свойства материала, технологические приемы его обработки, прикладной характер изделий и сложившиеся традиции трактовки образов в народном искусстве.

Текстиль и по сей день является неотъемлемой частью интерьера и самого человека. В настоящее время существует огромное разнообразие тканей по составу и по дизайну, по цветовой гамме. Натуральные ткани — шелк, хлопок, лен, шерсть. Смесовые и синтетические ткани, порой, имитирующие натуральные.

С помощью текстильного дизайна можно полностью поменять концепцию помещения. Помимо традиционного текстиля, используемого, например, для постельного белья, ткань также можно использовать для разграничения пространства и необычного декора, а небольшие декоративные элементы смогут придать новый вид помещению [1, с. 1].

Рисунок и текстиль непосредственно объединены и что касается рисунка на ткани и цвета, то для каждого стиля можно предназначить свой. Ткани светлых нейтральных тонов создают безмятежную и легкую атмосферу в помещении. Текстильный дизайн и декоративные элементы с рисунком, красиво скомбинированные и задрапированные украсят жилое место и придадут ему нарядный вид. Например, набивные ткани с различными узорами отлично сочетаются между собой, если исполнены в одной цветовой гамме. Так же возможно комбинировать набивные ткани с однотонными, но подходящими по цвету. Так, например, мебельная обивка и шторы могут быть выполнены из тканей-компаньонов. Монотонная обивка смягчит яркость штор с набивным рисунком.

При правильной и функциональной композиции с помощью текстиля можно добиться определенной сбалансированности в интерьере. Например, большой диван, обитый одноцветным материалом, ковер перед ним с непринужденным узором, картина над диваном в тех же оттенках и шторы в цвет к дивану создадут единую картину и визуальную гармонию.

Текстиль в интерьере — это декор подушек, покрывала, постельного и столового белья, декоративного настенного панно, ковров и арт-объектов. Все они выполняют свою индивидуальную роль, наполняя любое пространство. Маленькие «подушки-думочки» могут объединить различные предметы интерьера, такие как: обои, мебель и шторы. И вовсе необязательно размещать все подушки на диванах и креслах. Их можно разбросать на ковре для создания уютной и расслабляющей атмосферы или положить на сиденья стульев.

Цвет играет также отдельную роль в текстильном дизайне интерьера. Например, цветовая палитра текстиля в детской комнате и гостиной будет иметь разную эмоционально-стилистическую окраску. Также, на колористику интерьеров оказывают большое влияние индивидуальные предпочтения и пожелания владельца. Помимо этого, на выбор палитры может влиять изменчивая мода в декорировании и дизайне [3, с. 11].

Выбор деталей влияет на конечный результат. Декорирование оконных проемов можно украсить шторами, чтобы поднять потолок и визуально изменить его. Текстиль можно использовать в качестве акцентных пятен в пространстве. Элементы из текстиля помогают по-особенному собрать интерьер воедино. Кроме того, текстильные элементы разной стилистики способны создавать разную атмосферу, например, праздничную или спокойную, для погруженности в размышления. Но для хозяина его пространство все равно будет оставаться уютным.

Сто лет назад качествами хорошей хозяйки считалось умение накрыть стол — не только приготовить вкусно, но и красиво его украсить. Недаром наши предки долгими вечерами вышивали скатерти, салфетки, «дорожки» для стола. В приданное каждой невесты входило не только постельное, но и столовое белье на все случаи жизни: белое — для торжества, цветные и вышитые — для повседневного использования. Самые распространенные ткани для столового белья — лен, хлопок, дамаст (хлопок с вытканным матовым рисунком). Исходя из цветовой гаммы для столового белья — скатерть должна быть светлее на полтора — два тона доминирующего цвета в интерьере. При этом салфетки могут быть светлее или темнее скатерти. Практически неизменными остались и способы отделки. Изысканно смотрятся скатерти с кружевом в тон ткани, вышивка «ришелье», «мережка» и т.д.

Неплохо, также, иметь несколько сменных чехлов для стульев, окружающих стол. Это позволяет быстро и без лишних хлопот придать текстильному дизайну интерьера нужное настроение. Не следует забывать и про постельное белье. Особое внимание, которому уделяют французы, именно их производители предлагают самые изысканные комплекты постельного белья. В погоне за внешней красотой не стоит упускать и тот факт, что белье должно быть практичным и приятным на ощупь. Приоритетной тканью для постельного белья является хлопок специальной выработки (сатин, перкаль, фландра). Затем по степени убывания идет шелк и лен. Они очень долговечны и нарядны, но на гладкой поверхности матраса могут скользить и сбиваться. Что касается расцветки постельного белья, то тут можно экспериментировать, конечно же, учитывая общий колорит спальни. Текстильный дизайн преподносит человеку комфорт, уют и эстетику.

В современной художественной культуре в произведениях художественного текстиля ценится уникальность, новаторство и артистизм исполнения. Каждое текстильное полотно передает характерные приемы обработки ткани, отражает мысли и вдохновения автора.

В декоративном искусстве тема природы особенно увлекает художников, работающих в технике художественного текстиля. «Декоративный подход к изобразительным и растительным мотивам, отказ от натурализма в пользу условных эстетически выразительных форм, сложное, часто изысканное цветовое решение характерны для большинства работ в лоскуте, аппликации, росписи ткани. Каждый автор развивает свою тему: цветочные и пейзажные, архитектурные и жанровые мотивы, романтические и лирические сюжеты» [2, с. 6].

Художники и дизайнеры все чаще приходят к традиционным техникам и материалам для сокращения дистанции между собой и зрителем, который эмоционально откликается на нее.

Вариативность техники художественного текстиля, декоративность и в тоже время реалистичность образов предоставляют широкие возможности выражения творческих замыслов, красоты и пластики тканей, экспериментами технологических приемов их обработки в умелых руках дизайнера. Особый эффект достигается специальными приемами декорирования текстильной поверхности дополнительной аппликацией, отделочными, соединительными и вышивальными швами, стежкой, которая выполняет не только функциональные задачи, но и ярко выраженный визуальный акцент. В художественном текстиле широко используют бисер, стеклярус, пуговицы, шнуры, тесьму, кружева, ленты.

Неизменным элементом в культуре художественной обработки ткани является ее украшение, декорирование. Все это особым образом проявлено в традиционной культуре и остается актуальным в современной культуре, одной из основных характеристик которой выступает визуальность.

Создание каждого полотна — творческий процесс, который заполняет мир творца необыкновенными впечатлениями, новыми знаниями, яркими эмоциями и наконец «превращается в образ жизни»!

Значимость текстиля в оформлении интерьера высока, он позволяет поставить логическую точку в оформлении помещения, придать ему свою индивидуальную атмосферу [1, с. 7].

Список литературы:

1. Оборина М. А. Декорирование текстилем как средство повышения выразительности в интерьере (на примере частных интерьеров г. Иркутска), Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015.

2. Крамаренко Л. Г. Декоративное искусство Москвы. Региональная общественная организация «Ассоциация художников декоративных искусств» Московский союз художников. Москва, 2010. 134 с.

3. Мостек П. Ослепительный квилт. Расшитые картины из лоскутков. Москва, 2008. 95 с.

4. Денисова Л. Ф. Лоскутная мозаика. Русский сувенир. Москва, «Интербук-бизнес», 2005. 112 с.