Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Совершенствование уголовно-правовых мер борьбы с преступлениями в сфере осуществления закупок для обеспечения нужд УИС

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кудряшов Виктор Николаевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 3110
Показать PDF версию Совершенствование уголовно-правовых мер борьбы с преступлениями в сфере осуществления закупок для обеспечения нужд УИС

Ключникова Майя Александровна
преподаватель кафедры уголовно-процессуального права
и криминалистики
юридического факультета ВЮИ ФСИН России
E-mail: 33-maya@mail.ru

Государственные закупки составляют значительную часть бюджетных расходов. По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, объем закупок для государственных нужд ежегодно составляет 6 трлн. руб., что составляет более 30% федерального бюджета. Именно государственные закупки стали одним из инструментов распределения бюджетных средств и реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилья, агропромышленного комплекса.

Подписанный главой государства В.В. Путиным Указ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы» [1], среди основных задач соответствующих структур выделяет борьбу со взятками и откатами при государственных закупках, в том числе и при осуществлении закупок для нужд УИС, пресечение «конфликта интересов», выявление, арест и возвращение из-за рубежа активов, полученных преступным путем. Федеральные органы власти должны скорректировать свою работу по предупреждению коррупционных преступлений.

Проблема хищения бюджетных средств в УИС приобретает все более острый характер. Так в 2013 году Следственный комитет России возбудил уголовное дело по ст. 159 УК РФ по фактам нарушений при производстве браслетов слежения за приговоренными к ограничению свободы и завышении цен. В итоге ФСИН причинен материальный ущерб более 1 млрд рублей.

Данные обстоятельства обуславливает острую необходимость борьбы с преступлениями в сфере осуществления закупок для нужд УИС.

Органами государственной власти страны предпринимаются определенные попытки в сдерживании преступлений, совершаемых в сфере осуществления закупок для обеспечения нужд УИС. И такая реакция общества и государства вполне понятна, так как всегда есть опасность, что данный феномен может стать настолько всеобъемлющим и всепроникающим во все сегменты отношений, что может повлечь разрушение всей конструкции безопасности государства.

К числу мер борьбы с преступлениями в сфере осуществления закупок для нужд УИС следует отнести весь существующий на сегодняшний день арсенал уголовно-правовых средств. Вместе с тем, как показывает существующая практика, средства уголовного законодательства не справляются со своей задачей эффективного противостояния отмеченным преступлениям. Это происходит не только потому, что они недостаточно совершенны для решения непрерывно усложняющих задач, но и в связи со своими ограниченными возможностями непосредственного воздействия на исследуемую преступность и ее причины [2, с. 33].

В то же время во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, средства уголовно-правовой борьбы с интенсивно растущей преступлениями в сфере закупок для нужд УИС остаются в числе основных мер, хотя и мало эффективных.

Всестороннее исследование проблемы борьбы с мошенничеством в сфере закупок для обеспечения нужд УИС дает нам основание также утверждать, что в существующем правовом поле сегодня имеются существенные пробелы. В какой-то мере это объясняется законодательными недоработками. Так, на наш взгляд, а также по мнению абсолютно всех опрошенных сотрудников общественная опасность самого распространенного преступления в рассматриваемой сфере мошенничества превышает иные виды мошенничества, так как преступления в изучаемой сфере ставят под угрозу все сферы жизнедеятельности Российской Федерации, тем самым ставив в опасность все население страны. Считаем важным ужесточить наказание за совершение мошенничества в сфере государственных и муниципальных закупок, в том числе и для обеспечения нужд УИС: при совершении указанного преступления в крупном размере предусмотреть наказание аналогичное за мошенничество, совершенное в особо крупном размере, а наказание за совершение мошенничества в рассматриваемой сфере в особо крупном размере приравнять к наказанию за государственную измену. Необходимо дополнить ст. 159 УК РФ следующими частями:

«8 Мошенничество, совершенное в сфере государственных и муниципальных закупок, совершенное в крупном размере, -

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

9. Деяние, предусмотренное частью восьмой настоящей статьи, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.»

Статья в данной редакции не будет стимулировать нечестных чиновников и предпринимателей к совершению преступлений в сфере закупок для обеспечения нужд УИС, что обеспечит сохранность денежных средств, и позволит их направить на обеспечение социальных, экономических, военных и других нужд страны.

Библиографический список

  1. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы : Указ Президента РФ от 01 апреля 2016 № 147 // СЗ РФ. 2016. —  14, Ст. 1985.
  2. Крюков В.В. Методика расследования должностных преступлений коррупционной направленности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. — Челябинск, 2011.