Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Тешабоева Зилола Тошпулатовна
старший преподаватель
Андижанский машиностроительный институт
В условиях глобализации мировой экономики и тесного включения Республики Узбекистан в мирохозяйственные связи встала необходимость повышения конкурентоспособности национальной экономики и перехода её на инновационный путь развития. Инновационное развитие экономики базируется на инновационной восприимчивости общества и на инновационной культуре, в свою очередь основанной на мотивационном механизме инновационной деятельности. Инновационное развитие осуществимо в инновационной среде, создающей условия для инновационного процесса, проходящего в определенной инновационной инфраструктуре, действующей на основе взаимосвязей инновационного механизма. Инфраструктура и механизм инновационной деятельности являются основными компонентами инновационной системы.
Движение по инновационному пути развития возможно только при наличии благоприятных условий для эффективной реализации накопленного инновационного потенциала страны и его дальнейшего наращивания, построения действенного механизма управления инновационными процессами.
Представляется, что в настоящий момент наиболее универсальными рычагами инновационного роста для экономики Узбекистана являются следующие:
— разработка единой государственной стратегии и политики инновационного развития;
— развитие венчурных механизмов освоения нововведений;
— создание благоприятных условий для частных капиталовложений в сферу НИОКР и освоение новых технологий;
— выравнивание потенциала регионов и территорий путем активизации имеющихся у них научно-технических ресурсов;
— создание благоприятных условий в сфере кредитования и налогообложения для осуществления НИОКР;
— формирование мощного механизма стимулирования инновационной деятельности.
Разработка и осуществление единой государственной стратегии инновационного развития определяет приоритеты и цели научно — технической политики государства, создаёт правовые, экономические и организационные условия для активизации инвестиционной и инновационной деятельности на всех уровнях экономической системы. Опыт показывает устойчивое и динамичное развитие экономики и всех сфер общественной жизни тех стран, где инновационное развитие поставлено во главу основных приоритетов. В ноябре 2017 года в Узбекистане создано Министерство инновационного развития для создания механизма и осуществления единой государственной политики в области научной и научно-технической деятельности.
На сегодняшний день (апрель 2018 года) в республике разработан и представлен на всенародное обсуждение проект «Закона Республики Узбекистан о науке».
Согласно разработанной в Узбекистане «Стратегии действий по дальнейшему развитию на 2017 — 2021 годы», модернизация и техническое перевооружение национальной экономики, переход к инновационному развитию страны был определен как основная цель государственной политики. Ее приоритетными направлениями были объявлены:
1) техническое перевооружение отраслей реального сектора экономики;
2) экспорт продукции обрабатывающей промышленности, поддержка его гарантиями по экспортным кредитам;
3) подъём науки и образования как отраслей генерирования и распространения знаний, создания потенциала инновационной экономики и экспорта научных и образовательных услуг.
4) снижение налогов и государственных расходов с целью высвобождения больших ресурсов для экономики и частных инвестиций;
Экономические условия интеграции науки, образования и бизнеса связаны с объединением ресурсов для получения народнохозяйственного и коммерческого эффектов. Необходимо создать комфортную среду для развития инноваций в различных отраслях науки и образования. Предлагается предусмотреть налоговые и экономические льготы для предприятий, занимающихся освоением в производстве новой техники и технологий, обеспечить создание особых экономических зон и т.д.
Венчурный механизм организации инновационного процесса играет большую роль в развитии наукоемких отраслей экономики. Венчурный капитал характерен активной позицией. Главная причина высокой эффективности венчурных инвестиций заключается в сочетании курса на реализацию принципиально новых инновационных проектов, хорошо отработанных методов управления, позволяющих предельно минимизировать большие сопутствующие финансовые риски, и сильных материальных стимулов для основных субъектов инновационного процесса (ученых, изобретателей, инвесторов, менеджеров). Соответствующие методы управления могут быть освоены и адаптированы применительно к условиям Узбекистана, основная проблема же сегодня связана с источниками венчурного капитала.
Приоритеты прямого государственного финансирования обычно отдаются тем направлениям, которые не могут поддерживаться частным сектором из-за высокой степени неконтролируемого риска и коммерческой неопределенности (фундаментальные исследования) или больших по объему и трудноокупаемых затрат (крупномасштабные научно-технические проекты национального масштаба).
К числу специальных налоговых льгот, широко используемых в развитых странах с целью стимулирования инновационной деятельности, можно отнести:
• возможность полного списания текущих некапитальных затрат на исследования и разработки при определении размера налогооблагаемой базы;
• возможность переноса сроков списания затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы на наиболее благоприятный для предприятия период, что особенно выгодно вновь создаваемым инновационным фирмам и тем предприятиям, которые не имеют в данный момент достаточной прибыли, чтобы воспользоваться в полном объеме установленными налоговыми льготами;
• ускоренная амортизация оборудования и зданий, используемых для проведения НИОКР;
• предоставление налогового кредита, позволяющего промышленным фирмам уменьшать уже начисленный налог на прибыль на величину, равную определенному проценту от произведенных расходов на НИОКР и/или проценту от их прироста за определенный период.
Существенным резервом для расширения возможностей инновационного роста в масштабах государства является интеграция науки, образования и бизнеса. Важным инструментом такой интеграции послужит внедрение в жизнь постановление Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2017 года № ПП-3151 «О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием». Это позволит повысить качество подготовки высококвалифицированных специалистов с учётом потребностей отраслей и сфер экономики в необходимых специальностях, устранить разрывы в системе взаимосвязи высшее образование- наука- производство
В мировой практике апробирован ряд организационно-экономических мер, способствующих региональному инновационному развитию:
• осуществление специальных целевых программ на общегосударственном, региональном и местном уровнях;
• прямые государственные субсидии и целевые ассигнования региональных (местных) органов власти;
• налоговые льготы, направленные на стимулирование регионального инновационного развития;
• формирование научных (технологических, инновационных) парков;
• создание инкубаторов малого инновационного бизнеса;
• организация управленческого консультирования предпринимателей и другие меры.
Особое значение сейчас в нашей стране приобретает создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений. Для создания инновационного климата и более полного использования творческого потенциала людей необходимо построение таких организационных отношений, которые бы мотивировали на инновационную активность.
Таким образом, разумное и комплексное использование этих мощных и проверенных рычагов могут способствовать выводу национальной экономики на траекторию инновационного развития. Вместе с тем для их успешного применения необходима адекватная поставленным целям государственная экономическая политика. В первом ряду приоритетов должны находиться поддержка фундаментальных исследований, развитие образования, стимулирование инновационной деятельности и поощрение усилий, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных производителей.
Литература: