Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Давыдюк Валерия Валерьевна
студент 3-го курса
юридического факультета
Российской таможенной Академии
E-mail: lerochka121@gmail.com
Подопригора Алексей Алексеевич
доцент, к.ю.н.
Российской таможенной Академии
г. Ростов-на-Дону
E-mail: a2299966@ya.ru
С 6 июля 2010 года был введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза. [1] В соответствии с кодексом в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан устанавливается единообразное таможенное регулирование, определенное таможенным законодательством Таможенного союза. Позже к ТК ТС присоединились Республика Армения в 2014г. и Республика Кыргызстан 2015г. Колоссальная часть деяний совершенных в области таможенного дела, предусмотренных национальными законодательствами государств — членов Таможенного союза, охватывает деяния, которые связаны с несоблюдением установленного нормами ТК ТС порядка таможенного регулирования, а в частности незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки. Ответственность за вышеуказанный случай в законодательстве РФ предусмотрена ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. [2]
Так, административным законодательством трех стран «основательниц» Таможенного Союза противоправными признаются деяния, связанные с: нарушением установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза; сокрытием от таможенного контроля товаров; сообщением недостоверных сведений о товарах (или представлением несоответствующих документов) при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза; недекларированием либо несоответствующим декларированием; несоблюдением введённых законодательством запретов и ограничений; нарушением режима зоны таможенного контроля. [3] Приведенный перечень является не полным и не исчерпывающим.
Разберём некоторые деяния с помощью примеров из судебных решений. К примеру, составы административных правонарушений, связанные с недекларированием и недостоверным декларированием товаров. Если в Республике Беларусь и Республике Казахстан эти два деяния образуют один состав, за который установлен фиксированный штраф, то в нашем государстве они являются самостоятельными и за каждое из них установлено отдельное наказание. [4] Получается, что не все деяния, ответственность за которые предусматривается законодательством одного из государств — членов Таможенного союза, признаются противозаконными в соответствии с законодательством другого государства — члена Таможенного союза.
В процессе ознакомления с делами об административных правонарушениях выявлен определенный перечень актуальных проблемных вопросов, а также недостатков в деятельности таможенных органов, которые практически постоянно обуславливают прекращение дел по тем или иным основаниям. Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень недостоверных сведений о товарах, за сообщение которых таможенному органу наступает административная ответственность: количество грузовых мест, маркировка грузовых мест, наименование товаров, вес и (или) объем товаров. Соответственно, иные предоставляемые недостоверные сведения таможенному органу не повлекут административную ответственность по указанной статье.
Главной практической проблемой здесь видится доказательство вины перевозчика при перемещении товаров через таможенную границу с представлением таможенному органу документов, содержащих несоответствующие сведения о товарах. При определении вины перевозчика, недостоверно предоставившего сведения о количественных и весовых характеристиках товаров, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах. Также одним из критериев вины будет служить очевидность самостоятельного определения профессиональным перевозчиком насколько не соответствовали количественно-весовые параметры, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Решение вопроса о степени несоответствий между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае, исходя из конкретных обстоятельств данного правонарушения. [5] Необходимо иметь в виду, что при перемещении товара через границу ТС судами учитывается не только перемещаемый товар, но и транспортное средство, посредством которого происходит это перемещение. В случаях, когда транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров при перемещении их через таможенную границу, то оно рассматривается в качестве орудия административного правонарушения, и подлежит конфискации соответственно.
В связи с созданием Таможенного союза между странами-союзниками было принято решение снять с таможенных границ таможенный контроль на внутренних границах. Делаем вывод об особой актуальности, которую приобретает борьба с таким преступлением, как контрабанда, а также необходимость унификации административного и уголовного законодательства государств — членов Таможенного союза. Одним из основополагающих условий успешного развития и функционирования законодательства в сфере административных правонарушений является эффективная и взаимно скоординированная работа правоохранительных органов государств — членов Таможенного союза. Снятие ограничений на внутренних границах государств, как мы видим из проведенного подробного анализа судопроизводства по делам о незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, привело к снижению возможности таможенного контроля за движением товаров, итак осложненного либерализацией и открытием экономик, вызванных увеличением степени глобализации и международной интеграции. [6] Сложившейся ситуацией активно пользуются недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности.
Данное преступление в сфере внешнеэкономической деятельности является самым распространенным в настоящее время. В целях усовершенствования административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного Союза предлагаем ввести в КоАП РФ институт покушения на совершение административного правонарушения в случаях, как это прямо предусмотрено в КоАП РБ. Также, установить единые сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил в Кодексах об административной ответственности государств — членов Таможенного союза.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Ссылки