Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Социальное сиротство в современной России

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Жук Галина Андреевна, Солошенко Елизавета Алексеевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 3536
Показать PDF версию Социальное сиротство в современной России

Солошенко Елизавета Алексеевна
студентка 1 курса заочной формы обучения (СПО)
РИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России)

Жук Галина Андреевна
студентка 1 курса заочной формы обучения (СПО)
РИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России)

E-mail: galyaandreevna@mail.ru

Всегда были, есть и будут дети, которые по каким-либо обстоятельствам остались без попечения родителей. Заботу о таких детях берет на себя государство.

На сегодняшний момент используются три понятия социального сиротства: сиротство, социальный сирота и «скрытое» социальное сиротство. Попробуем разобраться в вышеуказанных понятиях.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по множеству причин не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем [7]. Это дети, родители которых не лишены родительских прав, но и не заботятся о своих детях [3].

Социальное сиротство — это социальное явление, которое обуславливается наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав.

В последние годы обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи и изменением отношения к детям, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Каждый из нас видел передачи по ТВ о детях, воспитывающихся в «собачьих будках», не только в переносном смысле, но и в прямом. Зачастую это можно отметить в глубинках нашей родины, где процветает безработица и пьянство. Приведем пример подобного явления. Жительница одной из деревни Колыбелевка держала своего приемного ребенка на цепи [6]. В связи с данным примером детям лучше воспитываться в детских домах, чем в тех, которые создали им «любящие родители».

Социальное сиротство опасно тем, что большое количество детей, которые воспитывались в детском доме, вырастают злыми, черствыми людьми, не задумавшиеся о будущем. После выпуска воспитанников в социум, не все могут адаптироваться, им тяжело найти свое место

Изменения появились, когда стали создавать семейные детские дома и патронатные семьи. Но немногие приемные родители выдерживают вихорь бумажной волокиты, имея желания согреть любовью одинокое детское сердце.

Проблем в этом вопросе много. И они должны решаться на высшем уровне. Это слишком серьезно!

Из-за алкоголизма родителей, бедности, многие матери отказываются от своих детей в роддоме. Именно по этой причине возникло социальное сиротство: сироты при живых родителях.

Актуальность проблемы социального сиротства в России является в настоящее время особо важной, и Правительство РФ причисляет проблему сиротства к приоритетным задачам, требующим немедленного решения [5].

В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижения рождаемости. Вторая причина — критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма, и связанного с ним семейного насилия. Сироты не знают ни семейного тепла, ни материнской ласки. У многих травмированная психика и задержки в развитии.

Приведем еще один пример из числа случаев социального сиротства. Ставропольский край, поселок Виноградный, бросив 4-х детей, в неизвестном направлении исчезли муж и жена Галина и Александр Ратько. Их старшему сыну Александру и сестре двойняшке было всего 10 лет, когда его забрали в детский дом. Среднему брату Михаилу было 6 лет, когда мать пропала без вести. А их младшему брату Юрию еще не было и 3-х лет, когда мама оставила его умирать от голода. Всю сознательную жизнь братья искали маму, чтобы узнать, почему самые родные люди обрекли их на сиротство [2].

Существуют пути решения столь трагического социального явления, из них выделяют следующие: государственные и негосударственные.

Государство по решению этого вопроса издает различные законодательные акты, а также занимается обеспечением и содержанием детских домов. Правительство ежегодно проводит круглые столы по проблеме социального сиротства. Так, в Москве 1 июня 2006 года состоялся круглый стол «Жестокое обращение с детьми как фактор социального сиротства». Результатом заседания стало предложение о необходимости создания в России Министерства семейной политики [4].

Негосударственный путь решения проблемы социального сиротства включает в себя деятельность общественных организаций, а также граждан. В ходе исследования было выявлено три вида помощи, которую готовы оказать жители нашей страны беспризорникам [1]: единовременные акции, организация сбора вещей, кормление беспризорного ребенка.

На основе проделанной работы можно сделать вывод, что проблема социального сиротства в России выглядит действительно угрожающе. Современное «социальное сиротство» необходимо рассматривать как
многоуровневую проблему. Решать проблемы необходимо. Но решать их нужно грамотно, не для ребенка, не за ребенка, а обязательно совместно с ребенком.

Список использованной литературы:

  1. Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования. 2004, № 4. С. 9.
  2. Было у матери три сына. URL: http://pust-govoriat.ru (дата обращения: 21.01.2017).
  3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.. Социальная педагогика. М., 1999. С. 299.
  4. Круглый стол «Жестокое обращение с детьми как фактор социального сиротства» // Социальная работа. 2006. № 7. С. 18.
  5. Лиханов А.М. Дети без родителей. М., 1987. С. 78.
  6. СК: в Самарской области мать держала ребенка на цепи. URL: http://news.sputnik.ru (дата обращения: 21.01.2017).
  7. Социальная педагогика: Курс лекций// Под общей ред. М.А. Галагузовой. М., «Владос», 2000. С. 192.