Евразийский
научный
журнал

Социально-психологические особенности современных студентов как условия формирования будущего специалиста

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Федорова Тинатин Мерабовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 5640
Показать PDF версию Социально-психологические особенности современных студентов как условия формирования будущего специалиста

Федорова Тинатин Мерабовна
Студент СПбГЭУ, Россия,
г. Санкт-Петербург
E-mail: gaga-tmx@yandex.ru

Научный руководитель: Кривых Сергей Викторович
д.пед.н., профессор

АННОТАЦИЯ

Статья написана о социально-психологических особенностях современных студентов как условия формирования будущего специалиста.

В статье выявлены социально-психологические особенности современных студентов обучающихся в ВУЗах.

На основе изученной информации о социально-психологических особенностях студетов в процессе написания статьи выявлена необходимость комплексного подхода к формированию будующих специалистов.

ЗАДАЧАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ стояли: изучение педагогической литературы по данной теме, и исследование значимости социально-психологических особенностей в формировании будующих специалистов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Социально-психологические особенности, профессионально-личностный рост, обучение, студенты.



СОДЕРЖАНИЕ

Ведение

1. Социально-психологические особенности студентов

2. Условия формирования будущего специалиста

Заключение

Список используемых источников



Введение

В современном мире довольно актуален процесс быстрого развития различных сфер деятельности начиная с работников заводов до работников сферы сервиса.

На сегодняшний день рынок труда сформировал довольно жесткие требования к специалисту, что способствует большой конкурентоспособности среди претендентов на ту или иную должность. Современный специалист должен обладать не только техническими навыками, а так же личностными качествами такими как: мобильность, инициативность, предприимчивость, компетентность. Для обеспечения рынка труда современное профессиональное образование перешло на новые стандарты третьего поколения, которые по своему содержанию отвечают данным запросам. Для реализации данных стандартов необходимо учитывать условия развития студентов профессиональных заведении. Осуществления образовательных программ должно быть в соответствии с психолого-педагогическими условиями, которые способствуют развитию современного и успешного специалиста сферы сервиса.

1. Социально-психологические особенности студентов

Студенчество — это период возрастного кризиса — адаптации к новой социальной роли, к новым условиям учебного труда, к новым требованиям самоорганизации, к личностной работы над собой, которая основывается на новой степени ответственности.

Исследованиями психологов зафиксировано широкое стремление стать студентом в жизненных планах молодежи, оканчивающей школу. Это свидетельствует о том, что главной ориентацией является умственный труд и связанное с этим стремление получить высшее образование. Для большей части мегодняшней молодежи продолжение образования является важной социальной, моральной и психологической ценностью.

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis — усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в 12 веке университетов термин «студент» употребляется для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся .

Среди родителей студентов сравнительно немного незанятых, т. е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества выглядит как более благополучная, является структурой «улучшенного» типа. Сегодня социальный состав студенчества является достаточно разнообразным, например: обычные студены, обучающиеся на дневной форме обучения и находятся на полном обеспечении родителей, а так же студенты обучающиеся на заочной и вечерней форме обучения, которые имеют детей, свои семьи, работу, занимаются частным предпринимательством. Очередной важной группой являются студенты — выходцы из семей специалистов с высшим образованием или ученой степенью. Представители студенчества из семей, где родители занимаются частным бзнесом в различных сферах.

Одной из специфических особенностей студенчества является такой важны фактор как престиж и востребованность. Так например, несколько лет назад количество желающих поступить на юридические факультеты университетов в несколько раз превышало количества выделенных мест на факультетах. В данном вопросе, так же на сегодняшний день, при выборе университета важен его перстиж. Это предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение в университете таким образом, чтоб реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что ВУЗ является важнейшим средством социального положения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального успеха.

Единообразие целей в получении высшего образования, характер ценностей труда — учеба, активная социальная позиция, участие в различных делах ВУЗа способствует выработке у студентов сплоченности. Многообразие форм коллективистской деятельности студентов, такие как, студенческие профсоюзные организации, различные социальные программы направленные на улучшение жизни студенчества, экологической ответственности. Еще одной важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения приводят к важному опыту общения со сторонними организациями. Исходя из вышесказанного, важной специфической чертой студенчества является высокая интенсивность общения.

Важной чертой студенчества является также поиск смысла жизни, осознанности своего «Я» в жизни. стремление к созиданию новых идей и прогрессивных стратегий развития в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу отсутстсвия того или иного жизненного опыта, неосведомленности в оценке ряда явлений жизни, многие студенты от конструктивной критики недостатков могут переходить к бездумному осуждению.

На профессиональные планы молодежи влияют различные факторы: мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т.д. однако с другой стороны, всеобщее стремление к получению высшего образования приводит к не совсем объективной оценке личных стремнлений и качеств. многи руководствуются принципом «для галочки». Т.е. наличие высшего образования важней, чем его актуальность выбранной профессии для отдельного обучающегося. По такому же принципу и выбирается университет, не важно какой, лишь бы поступить.

Большой конкурс при поступлении абитуриентов в университеты обсусловлен тем, что для большинства школьников высшее образование представляется очень высокой ценностью. При поступлении в университеты выявляюся все огрешности в преподавании различных школ. Успешность университетов напрямую зависти от качества набранных студентов на различные факультеты. Следует учитывать, что у студентав начале обучения возникают разочарования в в быбранной профессии в результате его не полной осведомленности о будущей специальности, необходимых способностях и умениях, характере деятельности, социальных и психологических требованиях, предъявляемых специалисту .

Исходя из вышесказанного следуюет:

— изменения в портрете студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни;

— стабилизация воспроизводства студентов показывает, что интерес к высшему образованию сохранился на сегодняшний день, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов.

2. Условия формирования будущего специалиста

Потребности личности в успешной профессиональной деятельности и требования работодателей к персоналу с точки зрения его профессиональных компетенций создают новые требования к результату образования и вносят коррективы в систему профессиональной подготовки специалистов: в среде работодателей пересматриваются требования к деятельности субъекта и ее результатам. Сегодня компетентностный подход признается ключевым в образовании и перспективным в достижении обеспеченности организации современными квалифицированными кадрами. В выше обозначенных условиях профессиональное образование призвано решить целый комплекс сложных задач, направленных на подготовку профессионально компетентного специалиста. Одной из задач педагогической науки на данном этапе становится поиск новых и эффективных технологий формирования профессиональных компетенций специалистов сервиса.

В поисках педагогических инструментов формирования профессиональных компетенций мы обратились к дополнительным образовательным программам и отметили, что возможности использования дополнительных образовательных программ при обучении специалистов сервиса в достаточной мере не изучены. Исследуя проблему на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровнях нами был выделен ряд противоречий, заключенных в объективной потребности общества в специалисте, обладающем сформированными профессиональными компетенциями и недостаточной разработанностью научно-теоретических положений данного процесса в среднем профессиональном образовании; необходимости формирования профессиональных компетенций и недостаточной разработанностью содержательного компонента и технологий формирования, позволяющих всесторонне обеспечить процесс формирования профессиональных компетенций специалистов сервиса; в объективной потребности практического решения проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов сервиса и недостаточным использованием в процессе профессиональной подготовки в колледжах возможностей дополнительных образовательных и комплементарных программ.

Основываясь на теориях ученых о формировании профессиональных компетенций, идеях развития способностей человека к самообразованию, теории поэтапного формирования умственных действий, модульном подходе к построению учебных программ, теориях педагогического проектирования и моделирования, в нашем исследовании был определен круг вопросов относительно того, что формирование профессиональных компетенций целесообразно осуществлять на основе системного и компетентностного подходов с учетом личностно-ориентированной траектории профессионального развития будущего специалиста; содержательное наполнение профессиональных компетенций следует корректировать разработкой и внедрением в процесс формирования компетенций дополнительных и комплементарных образовательных программ, способствующих целостному формированию таковых; структурно — функциональная модель формирования профессиональных компетенций специалистов сервиса, должна быть обеспечена педагогической технологией, обеспечивающей успешное функционирование компонентов структурно-функциональной модели, что будет способствовать процессу формирования профессиональных компетенций специалистов сервиса.

Психологическая поддержка профессионально-личностного развития студентов является эффективной, если она соответствует целям, задачам этого развития, проводится систематически в рамках деятельности психологической службы учебного заведения и разворачивается по следующим направлениям:

1) социально-психологическая адаптация студентов в учебно-профессиональной деятельности и формирование у них позитивной жизненной перспективы.

2) коррекция эмоционального состояния студентов — снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности профессионального развития.

3) обучение умениям и навыкам компетентного общения и эффективного поведения в различных ситуациях бытового и профессионального характера.

4) развитие и формирование личностных качеств, способствующих успешному профессиональному становлению как специалистов среднего звена.

Заключение

Сегодня студенческой молодежи присущи, с одной стороны, недостаточная внутренняя профессиональная мотивация, с другой — сильная эмоциональная отзывчивость, желание проявить себя, самоутвердиться в выбранной профессии. В связи с этим особую актуальность приобретают педагогические методы формирования готовности студентов к профессиональной деятельности.

Успех в профессиональной деятельности является лучшим мотиватором интереса и стимулом успешного обучения. Правильная организация производственной практики, работа с реальными клиентами помогает обучающимся успешно осваивать профессиональные компетенции.

Психолого-педагогическое сопровождение формирования успешной профессиональной деятельности будущего специалиста в сфере сервиса есть непрерывный процесс, заключенный в поэтапном овладении профессиональными компетенциями как умением или способностью интегрировать взаимосвязанные виды профессиональной деятельности (коммуникативную, диагностико-профилактическую, технолого-эстетическую, художественно-технологическую) в контексте личностно-ориентированной профессиональной траектории развития. Сформированность каждой профессиональной компетенции определяется через критерии: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностно-практический и рефлексивный.

Список используемых источников

  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов, — М., 1997
  2. Величко Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже [Текст] / Е. В. Величко // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 98
  3. Галковская И.В. Дополнительность как ведущий принцип в становлении комплементарных систем // Вестник ОГУ. — № 4., 2014
  4. Джанерьян С.Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник ОГУ. — № 4. — 2005
  5. Дроздова Т.А. Психология личности. Оценка деловых, личностных качеств работника. М., 1989
  6. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб. [и др.] : Питер, 2005