Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
АННОТАЦИЯ.
В статье рассматривается актуальная проблема работы социального педагога с семьей группы риска, раскрывается специфика соцуиально-педагогической деятельности с конкретной семьей в условиях реализации программы «Семья группы риска» и индивидуального маршрута помощи в восстановлении нарушенных взаимоотношений между членами семьи.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: семья, семья группы риска, социальный педагог, дети, родители, реабилитационный Центр для несовершеннолетних, коррекционная программа.
Проблема семьи как социального института является в настоящее время особенно актуальной в связи с тем, что во многих семьях происходит утрата традиций, переориентация на ценности материального характера, изменяется отношение родителей к детям.
Появляется особая категория семей – «семья группы риска», которая нуждается в высокопрофессиональной помощи многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям, и родителям.
Исходя из этого, мы попытались выявить специфику работы социального педагога с «семьей группы риска».
Мы предположили, что своевременное выявление общих проблем, существующих в «семьях группы риска», разработка и реализация комплексной программы «Семья группы риска» и индивидуального социально-педагогического маршрута для каждой конкретной семьи способствует восстановлению нарушенных взаимоотношений между членами семьи, содействует разрешению трудных жизненных ситуаций детей, воспитывающихся в данных семьях.
В качестве испытуемых выступали воспитанники реабилитационного Центра для несовершеннолетних «Теплый дом»- учащиеся 7-9 классов, в количестве 6 человек.
С целью изучения особенностей развития и взаимоотношений подростков мы составили Карту личности на каждого из них. При составлении Карт мы использовали метод наблюдения за подростками, беседы с ними и социальным педагогом, а также анализировали ту документацию, которая сопровождала подростка при его направлении в Центр.
Анализ представленной документации позволил сделать вывод о том, что все подростки относятся к категории семей «группы риска».
Для дальнейшей работы мы выбрали семью Ксении, которая учится в одной из школ Борисоглебского городского округа.
В результате беседы с классным руководителем, социальным педагогом, а также наблюдения за девочкой, мы установили, что у Ксении существуют проблемы в обучении, что связано, в первую очередь с кратковременным характером ее познавательной активности. Словарный запас девочки ограничен, на уроках она не проявляет активности, Быстро утомляется во время занятий, часто не слышит того, что происходит в классе, отвлекается на посторонние дела, не имеющие отношения к учебе. По характеру Ксения неуравновешенна, непослушна, вспыльчива и раздражительна по пустякам, пытается спорить с педагогами, была замечена в краже телефона у одноклассницы. Было установлено также, что родители не занимаются воспитанием девочки, игнорируя выполнение своих родительских обязанностей. На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что семью Ивановых можно отнести к категории семей «группы риска».
С целью изучения взаимоотношений в семье мы провели анкетирование с девочкой и ее родителями, результаты позволили сделать вывод о том, что у Ксении сложные отношения с мамой. Сами родители признают это и то, что в семье происходят ссоры и конфликты зачастую по их вине, т.к. сами родители нарушают этику взаимоотношений по причине излишней раздражительности, злоупотребления алкоголем.
На основании полученных результатов возникла необходимость в создании коррекционно- просветительной программы «Семья группы риска», которая включала в себя несколько направлений работы с данной семьей:
1-е направление - диагностика внутрисемейных отношений, просвещение родителей, коррекция взаимоотношений в семье.
2-е направление – просвещение родителей - информирование по различным вопросам, касающимся воспитания детей.
Формы работы: беседа «Воспитание в семье», родительское собрание «Типы семейного воспитания».
3-е направление Программы «Семья группы риска» - коррекция взаимоотношений в семье. В рамках первого и второго направлений программы «Семья группы риска» мы предложили организовать Школу родительского актива – это фoрма психолого-педагогического образования родителей, которая пoмогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагoгической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетoм возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов рoдителей с общественностью, семьи и школы, взаимодействию родителей и учителей в вoспитательной работе. Деятельность Школы родительского актива направлена на пoвышение педагогической культуры рoдителей, развитие их педагогического мышления, фoрмирование практических умений и навыков в области воспитания. Шкoла родительского актива рассчитана на активных родителей, а именно на членов классных рoдительских комитетов, с тем, чтобы «продвинутые» родители в дальнейшем смoгли самoстоятельно организовать работу рoдителей с детьми класса.
Содержание работы Школы родительского актива:
Формы oрганизации педагoгического прoсвещения и обучения родителей в Школе родительского актива следующие:
Важным направлением программы является коррекция взаимоотношений в семье, поэтому мы провели тренинговые занятия с семьей Ксении и еще несколькими неблагополучными семьями. Эти занятия посещали родители вмести с детьми
В рамках реализации третьего направления программы «Семья группы риска» нами разработан «Индивидуальный маршрут социально - педагогической поддержки» семьи Ксении.
В рамках «маршрута» наша работа с семьей включала 14 последовательных шагов, которые были определены для данной конкретной семьи с учетом ее особенностей. Для контроля за реализацией программы нами были организованы контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия.
При подведении итогов проведения программы мы отметили ликвидацию некоторых факторов неблагополучия в семье, что позволило снять ее с учета как семью «группы риска».
Эффективность программы проявилась в том, что у Ксении улучшилась успеваемость, сократились прогулы, повысилось эмоциональное настроение и общее психологическое состояние приблизилось к норме.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что своевременное выявление общих проблем, существующих в «семьях группы риска», правильная организация социально-педагогической деятельности на основе разработанной Программы способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия для успешной социализации ребенка.