Евразийский
научный
журнал

Социально-культурная реабилитация инвалидов в рамках учреждения социального обслуживания населения (на примере СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ Московского района»)

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Поляниченко Александр Николаевич
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2018»  (июнь, 2018)
Количество просмотров статьи: 3336
Показать PDF версию Социально-культурная реабилитация инвалидов в рамках учреждения социального обслуживания населения (на примере СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ Московского района»)

Поляниченко Александр Николаевич
Магистрант СПбГАУ,
Россия, г. Санкт-Петербург
E-mail: tm_sasha_001@mail.ru

Научный руководитель: Нарыкова Нина Михайловна
д.и.н. профессор. Кафедра управления
социально-политическими процессами и истории, СПбГАУ.
Россия, г. Санкт-Петербург

Аннотация: В статье рассматривается социально-культурная реабилитация и обобщается опыт работы в учреждении социального обслуживания по социокультурной реабилитации. Центром социальной реалилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района накоплен огромный опыт проведения занятий и мероприятий творческой, развлекательной, досуговой и просветительской направленности, ориентированной на развитие интересов и возможностей различных групп инвалидов. В современном обществе социально-культурная реабилитация является неотъемлемой частью социализации и адаптации инвалидов в общество.

Ключевые слова: социальная политика, социально-культурная реабилитация инвалидов, учреждение социального обслуживания.

Социально-культурная реабилитация — представляет собой комплекс мероприятий, направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию, и, в целом восстановлению культурного статуса инвалида (ребенка-инвалида), пожилого человека как личности. Отделение по социально-культурной реабилитации предназначено для организации досуга, удовлетворения духовных и физических потребностей инвалидов и семей с детьми-инвалидами, расширения их культурного и общего кругозора.[1, с.]

Развитие социальных умений и навыков инвалида происходит в социально-культурной среде. Она представлена социальными институтами (государство, семья, церковь и т.д.), традициями, духовными ценностями, которые выполняют функцию социальной ориентации гражданина с ограниченными возможностями здоровья в обществе и сформированы путем суммирования социального опыта многих поколений.[2]

Социально-культурная реабилитация — предполагает развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков, повышение уровня самооценки личности, творческое самовыражение, развитие навыков общения, формирование активной жизненной позиции. Благодаря участию в социокультурной деятельности происходит накопление опыта, знаний, умений, формируется полезная мотивация, меняются в положительную сторону суждения, взгляды. Кроме того, участие в специально организованных программах способствует снятию у инвалидов дефицита общения, растерянности, тревожности, обеспечивает возможность вступления личности в образовательное, информационное пространство, а также в творческие, оздоровительные и другие социокультурные процессы. Социокультурная реабилитация позволяет использовать клиентам учреждений свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения. В научной сфере признана эффективность терапевтического воздействия культуры и искусства, как на здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями.[1]

Формами социокультурной реабилитации являются концерты художественной самодеятельности; выставки изобразительного творчества; занятия музыкально-драматического коллектива, вокальной студии, школы ремесел, кружки вышивания, вязания, шитья, хореографической студии, экскурсии, соревнования и многое другое. Целостное представление человека с ограниченными возможностями здоровья о мире и жизни людей происходит в результате посещения учреждений культуры и искусства: театров, музеев, концертов, выставок и т.д.

Обратимся к опыту работы коллектива отделения социально-культурной реабилитации СПБГБУСОН «ЦСРИДИ Московского района». Социокультурные мероприятия на базе Центра являются обязательным условием комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Участие в социокультурных мероприятиях — фестивалях, конкурсах, турнирах, посещение музеев, театров, кинотеатров, библиотек — для людей с ограниченными возможностями становится отправной точкой к активному образу жизни, способствует развитию их творческого потенциала и повышению социальной активности. Центром накоплен огромный опыт проведения занятий и мероприятий творческой, развлекательной, досуговой и просветительской направленности, ориентированной на развитие интересов и возможностей различных групп людей с ограниченными возможностями.

Арт-терапия — это лечение прикладным и художественным творчеством. Главная цель этой методики — убедить человека с ограниченными возможностями в том, что он способен создать что-то интересное художественно-прикладное, что он не хуже других. Это способствует укреплению уверенности в себе, выработке положительного отношения к труду.

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется для коррекции психосоматических нарушений у людей с проблемами в обучении и социальной адаптации. Преподаватели Центра разработали для реабилитантов цикл занятий, который направлен на развитие таких действий, как разминание, прищипывание, соединений разных деталей, щепоточный захват (разрыв, сминание, прижимание) и др.

Организуя занятия, педагоги стремятся к тому, чтобы каждый участник, с одной стороны был частью коллектива, а с другой — имел возможность для индивидуального развития. На занятиях, как и в жизни, родители активно участвуют в совместном с детьми творчестве, ведь для них, в первую очередь, важно, чтобы у их ребенка формировались коммуникативные навыки, чувства долга, ответственность. Изобразительное искусство позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, почувствовать себя художником, осознать свой творческий потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с окружающим миром. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Интерес к результатам творчества людей со стороны окружающих, принятие продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, коллажей) повышает самооценку и самопринятие людей с ограниченными возможностями.

Еще одним средством социокультурной реабилитации является декоративно-прикладное искусство как средство развития мелкой моторики, средство обучения азам мастерства. Реабилитанты в сувенирной мастерской занимаются бисероплетением, валянием из шерсти, работают с проволокой, делают папье-маше, и многое другое. Так же на базе Центра действует гончарная мастерская, в которой можно прикоснуться к древнему ремеслу зародившемуся ещё на заре человечества и своими руками создать полезные и интересные изделия, которые будут дарить тепло, уют и хорошее настроение.

Занятия, проводимые в сувенирной мастерской «Чудеса ручной работы», способствуют развитию у реабилитанта мелкой моторики, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, способствует развитию логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца), художественных способностей и эстетического вкуса. На занятиях наши клиенты приобретают практические навыки: владение иглой и ножницами, работа по трафаретам, ориентирование по схеме.[3]

Приобщение инвалидов к посильной трудовой деятельности требует от педагогов огромного терпения в работе. Учитывая отклонения в развитии детей: нарушенную координацию движений, «слабую» моторику, неустойчивое внимание, повышенную утомляемость, впечатлительность педагоги проводят работу последовательно по плану, соблюдая определенный гибкий режим, работают с каждым с ребенком индивидуально. Задачи, поставленные перед ребенком, усложняются постепенно, воспитывая в нем упорство, настойчивость, активное включение в жизнь, создавая предпосылки для его успешного развития и дальнейшей социальной адаптации. Ранняя трудотерапия для детей с ограниченными возможностями позволяет стимулировать раннее обучение, развивать двигательные навыки, включая самообслуживание.

Художественная деятельность также является одним из средств социокультурной реабилитации. Это могут быть выразительное чтение, инсценировки, спектакли. Людям с ограниченными возможностями предоставляется возможность проявить себя, самореализоваться. Праздники обладают большой силой эмоционального воздействия, они создают соответствующее настроение, являясь важным звеном в реабилитационном процессе. Разные виды искусств оказывают на реабилитантов психоэмоциональное воздействие. Среди художественных средств наибольшим реабилитационным потенциалом обладает музыка. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети с ограниченными возможностями приобщаются к искусству. Использование музыки позволяет развивать эмоции, интересы, вкусы людей с ограниченными возможностями. Музыка, передающая всю гамму человеческих чувств и их оттенков, расширяет представления о чувствах, об эталонах красоты, приобщает к прекрасному. Музыка развивает и умственно: слушание требует внимания, наблюдательности, сообразительности (дети сравнивают сходные и различные звуки, обобщают или дифференцируют, сравнивают); слушая музыку и говоря о ней, обогащается словарный запас людей с ограниченными возможностями. Музыка развивает и эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких чувств личности как доброта, умение переживать чувства другого человека, чуткость, любовь к людям.

В процессе работы было отмечено, что дети с ограниченными возможностями стараются выполнять посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию воображения, фантазии, уверенности в себе. Музыка выполняет и коррекционные функции: при пении хорошо развивается речь, могут нивелироваться заболевания, связанные с проблемами дыхания (астма, логоневроз); развивается способность точнее координировать свои движения; развивается память и т.д.

Люди с ограниченными возможностями входящие в мир музыки становятся другими, качественно меняется их психологическое состояние, наступает умиротворение, релаксация. Занятия вокалом, пение, игра на музыкальных инструментах помогают человеку самоутвердиться, повысить самооценку. Музыка способствует созданию благоприятного фона и для других видов деятельности. В работе с реабилитантами в Центре используется проект Михаила Юрьевича Лихачёва «С песней по жизни». Проводятся интегрированные занятия хоровое пение; обучение игре на пианино и баяне; музыкальные игры «Угадай мелодию»; разучивание популярных мелодий и песен«, их проводит художественный руководитель ансамбля «Звонкие голоса» и преподаватель М.Ю. Лихачёв. Цель таких занятий — развитие музыкального слуха, углубление представления о художественных возможностях музыки.

Основной целью социокультурной реабилитации является содействие социальной интеграции людей с ограниченными возможностями в социум. Для организации успешной социокультурной реабилитации педагогам Центра необходимо:

— видеть в каждом реабилитанте уникальную личность, уважать, понимать, и принимать его;

— создавать в процессе совместной деятельности атмосферу доверия;

— помогать людям в обретении уверенности в себе;

— учить видеть личность как в себе самом, так и в окружающих;

— доставлять реабилитантам радость общения, радость познания и совместной деятельности.[2]

Природотерапия — это направление в реабилитации инвалидов посредством общения с природой. Природа является богатейшей средой для реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Экскурсии в лес, парк, общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых человеку-инвалиду. В Центре клиенты заботятся о благоустройстве территории, ухаживают за зелеными насаждениями. Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у клиентов восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Данное направление реабилитационной деятельности является предметом моей практической работы в Центре.[4]

Выступления реабилитантов на различных фестивалях, конкурсах и смотрах есть ничто иное как творческий отчет работы учреждения по социокультурной реабилитации. За прошедший год наши реабилитанты добились огромных успехов и стали лауреатам творческого фестиваля конкурса «Мир вокруг нас», участвовали в смотре номеров девятого «Всемирного Парамузыкального фестиваля», стали дипломантами и участниками гала-концерта в рамках Всероссийского конкурса «Ветер надежды», награждены дипломами победителей городского фестиваля-конкурса «Творчество без границ», стали лауреатами творческого фестиваля «Мир внутри нас» и таких примеров ещё очень много.

Нельзя не сказать о межведомственном взаимодействии с учреждениями культуры г. Санкт-Петербург, которые охотно сотрудничают с социальными учреждениями. Благодаря такому взаимодействию почти все специализированные учреждения социального обслуживания населения, имеют возможность бесплатно или на льготных условиях вывозить своих жителей и воспитанников в театры, музеи, парки и т.д. Кроме того высокий уровень проведения и организации различных выставок и смотров художественного и декоративно-прикладного искусства, подстёгивает интерес реабилитантов к занятиям различными видами искусства и саморазвитию.

Анализ анкет, заполняемых родственниками клиентов, при проведении недели качества социальных услуг показал, что в отношении клиентов, участвующих в культурной жизни учреждения, родственники удовлетворены качеством социального обслуживания.[4]

В итоге стоит отметить, что социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями, проводимая в Центре, направлена на предупреждение и коррекцию нарушений развития личности реабилитанта в зависимости от природы и механизмов образования ограничений жизнедеятельности. Описанные средства социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями не исчерпывают всего многообразия реабилитационных мероприятий, но способствуют успешной адаптации людей с ограниченными возможностями в социуме.

Список литературы

  1. Мухаметшина Ч. М., Низова Л.М. Роль культуры в реабилитации граждан с ограниченными возможностями // Вестник Межрегионального открытого социального института. — 2016, № 2 (4). — С. 120-123.
  2. Романов О. Ю. Социализация через социально-культурную реабилитацию: практика и опыт применения методов арт-терапии/ О. Ю. Романов, Г. В. Игнатенко // Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: науч. и социо-культ. журн. — 2012. —  2. — 65 с.
  3. Независимая газета о культуре «Большая перемена». СПб. № 19(423), декабрь 2017. — 4 с.
  4. Официальный сайт СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ Московского района Санкт-Петербурга» — URL: https://срци.рф (дата обращения: 29.05.2018)