Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Солярные символы в планах архитектурных сооружений Среднеазиатского междуречья, эпохи бронзы и раннего железа

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Xadjibayeva Nigora Xamidjanovna
Рубрика: Архитектура
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1900
Показать PDF версию Солярные символы в планах архитектурных сооружений Среднеазиатского междуречья, эпохи бронзы и раннего железа

Хаджибаева Нигора Хамитджановна
Старший преподаватель
кафедры «Промышленный дизайн»
ТГТУ им И.Каримова, Узбекистан, г.Ташкент

Солнце, как древнейший астральный символ, был почитаем и обожествляем самыми различными народами мира на протяжении многих веков, и обозначалось в виде диска или круга с точкой в центре, а также как крест вписанный в круг. В эпоху неолита Солнце, персонифицировалось с женским божеством, т.е. кругом, прямоугольник же был символом неолитического бога Земли. Солнце считалось женщиной, до последнего времени, у австралийцев, малайцев, эскимосов, у некоторых племен Передней Азии — семитов- Божество Солнце тоже было женским (лишь во 2 тыс. до н.э. у северных семитов оно превратилось в мужское). Так же круг был символом богини Неба. Древние славяне представляли себе олицетворение воскресенья в образе женщины и поклонялись в этот день изображению женщины. В древне иранских литературных источниках сохранились древнейшие предписания требующие, что бы жертвенный очаг мужчины имел квадратную форму, домашний очаг женщины — круглую, что отражает идею плодородия и изобилия. В последние десятилетия по всему миру археологами найдено множество сакральных построек, следующих форме круга — кольцевым постройкам под открытым небом относятся остатки обсерватории в Китае (4300 лет) которые были обнаружены близ города Линьфэнь. Это полукруг 40м в диаметре, который был окружен внешним кругом столбов диаметром 60м [17]. Астрологическая обсерватория, а возможно храм (предположительно 5000 — 2000 лет), обнаружена в бассейне Амазонки около города Макапа. Обсерватория построена из 127 гранитных блоков, находящихся на расстоянии 3м друг от друга каждый и образующих круги [16].

В Центральной Европе храмы с концентрической (солярной) планировкой найдены: на юге Моравии, в Богемии, северо-востоке Венгрии, а в июне 1999года уцелевшие следы кольцевого храма замечены в Польше, Саксонии и Саксонии-Анхальт [14]. Самый большой храм под открытым небом обнаружен на территории Словакии с диаметром 146м, внутреннюю деревянную стену которого когда-то составляли 400 массивных дубовых бревен. С помощью аэрофотосъемки в Баварии обнаружены остатки пяти кольцевых храмов, один из них овальный, его большая ось равна 106м [15]. Остатки древних святилищ найдены на территории Тюрингии и Бранденбурга, расстояние между ними составляет лишь несколько километров. Одна из самых ранних построек такого рода возведена в Шлеце около 6800 лет назад.

В 1987г. были обнаружены у притоков реки Урал, развалины древнего города — обсерватории Аркаим (XVIII — XVI вв. до н.э.). Он также имеет кольцевую структуру и план в виде круга, его четыре входа ориентированны по сторонам света. В плане он представляет 2 вписанных одно в другое кольца оборонительных сооружений, 2 круга припавших к стенам жилищ, ьс центральной площадью, круговой улицей с деревянным настилом и ливневой канализацией. Аркаим был построен (частично — вырезан в грунте) по заранее спроектированному и выполненному с высочайшей точностью по плану (все кольцевые линии имеют один центр, куда сходятся все радиальные линии) [13].

На территории Средней Азии так же найден целый ряд культовых сооружений имеющих форму круга. Так, культовый комплекс Дашлы-3 (XI в. до н.э.) расположенный в Северном Афганистане (древняя Бактрия), был построен сразу и по единому плану. Его центральным ядром является Круглое здание, состоящее из двойного кольца стен (толщина стен 0,8 — 0,9м) с обводным коридором (шириной 2м) и тремя проходами, ведущими в выступающие наружу девять прямоугольных башенок (средние внутренние размеры 2м). Главный вход, через оба кольца стен, открывающий проход прямо к внутреннему ансамблю помещений, располагался в северной части здания, а в центральной части обнаружено большое количество очагов-алтарей [9, с.36]. Круглое здание составляет центральное градообразующее ядро вокруг которого, по кругу располагается множество помещений с дворами, составляющими еще три кольца. Все поселение заключено в квадрат (со стороной 130-150м), у основания которого проходит глубокий ров.

Явным продолжением планировочных традиций культовой архитектуры эпохи бронзы является круглая планировка монументального здания Кутлуг-депе, что не оставляет сомнений, что это бактрийский храм астрального культа в котором велись астрономические наблюдения на что указывает круглая форма храма с обводными коридорами, образующими замкнутое пространство двора. С западной стороны внешней стены находиться округлая башня, выступающая за пределы стены на 4м [10.с.217]. Все сооружение окружено по периметру большим рвом в виде пятигранника (возможно форма квадрата была искажена, по неизвестным нам причинам). Единственный въезд в виде длинного отрезка такыра находиться в северном углу комплекса.

К этой же группе относится и загадочный комплекс Жига-тепе (III — IIвв. до н.э.), расположенный в 5км к востоку от Дильберджина. Данный архитектурный комплекс имеет круглую форму (диаметр 150м), которая указывает на его культовое назначение. По мнению Г.А. Пугаченковой это сооружение имеет несколько строительных периодов. Первый строительный период является основным в формировании комплекса. В это время возводиться внешняя стена с большим количеством башен (около 30 −32), параллельно ей, образуя обводную галерею (коридор) возводиться внутренняя стена. В пролетах между башнями, со сдвигом вправо или влево от оси, имелось по арочному проходу [6, с.63-67].

Продолжением концентрических в плане культовых сооружений на территории Древнего Хорезма является Кой-Крылган-Кала (VIв до н.э. — IVв н.э.) [11, с.100] план которого имеет форму круга. Участок застройки охвачен фланкированным валом [5, с.190] и окружен, образующий правильный круг, пахсовой стеной семиметровой толщиной и девятью башнями. Внутри, в 15м от внешней стены, находиться цитадель, которая представляет собой округлое (правильный 18-гранник) в плане, двухэтажное здание. В северной части храма находился колодец [8, с.36].

Городище Калалы-Гыр 2 (IV — IIвв до н.э.) так же находиться на территории Древнего Хорезма и было так же возведено в виде крепости, план которой представляет собой четверть круга с радиусом 195см. Наиболее значимым и монументальным сооружением на ее территории является, опять-таки Круглый Храм, внешний диаметр которого — 24м. Это здание было возведено на двухметровом насыпном цоколе, с примыкающей с севера входной башней [12, с.8].

Центральное круглое здание городища Гяур-Калы 3 (IV — IIвв. до н.э.) являлось храмом для земледельцев окружающего района, это круглая монументальная постройка с внешним и внутренним диаметром соответственно 25м и 19м. Размеры и планировка Гяур-Калы 3 практически совпадают с планировкой Круглого Здания на Калалы-Гыр 2. Такой же центральный прямоугольный зал обрамляют помещения-сегменты, образованные стенами-хордами [12, с.244-247].

В области Амуля, в круглом храме Хазарек-депе (III-IV — VIIвв н.э.), мы видим многие черты присущие ранее описанным памятникам: так же как Калалы-Гыр 2, Хазарек-депе стоит на высоком насыпном цоколе, имеет круглый план [2, с.77]; композиционное решение внутренних помещений практически такое же, как в Кой-Крылган-Кале — осевой коридор, имеющий перегородку, три коридорообразных помещения, перпендикулярных ему, которые отделены от центрального коридора, на северном участке которого обнаружен колодец [2, с. 81].

Творческую интерпретацию планировочной структуры Круглого здания на Дашлы-3, мы видим в круглом культовом комплексе на городище Шаштепа (IIв до н.э.) Ташкентского оазиса, который находиться в обводе двух концентрических стен, с прямоугольными башнями и обводной галереей. Внутренняя композиция центрального крестообразного здания имеет периметральный обводной коридор с Т-образными помещениями посередине, вокруг центральных зал [1, с.93-94].

В планировке курганов и мавзолеев Северного и Южного Тагискена в низовьях Сырдарьи (X — VIIIвв до н.э.), господствовал вписанный в квадрат круг, иногда наоборот. Композиция внутренних помещений видимо передавалаизвестный солярный символ — крест, вписанный в круг [8, с.62]. Традицию погребальнқх сооружений с круглым планом продолжают погребения чирикрабадской культуры (рубеж V- IVвв до н.э. — рубеж III-IIвв до н.э.), где из почти сорока мавзолеев лишь два были квадратными [3, с.37-50].

Итак, следует отметить что, все выше перечисленные культовые сооружения имеют обобщенную форму плана зданий и генплана — круг, который является наиболее характерной особенностью их планировочного принципа, что видимо диктовалось существующими солярными и лунарными культами и была подчинена их функциональному назначению. В тоже время памятники данной эпохи демонстрируют планировочные принципы, в основе которых наряду с кругом лежат и другие четкие геометрические формы: квадрат, квадрат, прямоугольник, имеющие, видимо, символическое значение, связанное с мировоззрением древних племен. Так, композиция внутренних помещений Кой-Крылган-Калы и храма Хазарек-депе предположительно посвященному небесному божеству [2, с.87] и культового комплекса на городище Шаштепа (IIв до н.э.), видимо так же передавала известный солярный символ — крест, вписанный в круг. Косвенные подтверждения этому заметны в орнаментике керамических изделий: треугольники и мазки имитируют лучи солнца [8, с.35]. Внешняя застройка Кой—Крылган—Калы по радиусам-лучам еще больше подчеркивает его солярную символику [8, с.37]. В мавзолеях же Тагискена и погребениях чирикрабадской культуры: круг (символ солнца), вписанный в квадрат (символ четырех сторон света) может рассматриваться как священная ритуальная диаграмма, представляющая Вселенную.

Список использованной литературы:

  1. Алимова Д.А., Филанович М.И. История Ташкента (с древнейших времен до наших дней), «ART FLEX», Ташкент 2007г.
  2. Бурханов А., Древности Амуля, «Ылым», Ашгабад 1993г.
  3. Вайнберг Б.И., Левина Л.М. Чирикрабадская культура. Низовья Сырдарьи в древности, Вып.№ 1, М., 1993г.
  4. Григорьев В.Г., Зороострийское костехранилище в кишлаке Фринкент под Самаркандом, ВДИ № 2, Ташкент, 1939г.
  5. Пугаченкова Г.А., Архитектура среднеазиатской античности, ВДИ № 4, Ташкент, 1951г.
  6. Пугаченкова Г.А., ЖИГА-ТЕПЕ (раскопки 1974г.), Древняя Бактрия Вып. № 2, «Наука» М., 1979г.
  7. Пугаченкова Г.А., Ртвеладзе Э.В., Северная Бактрия — Тохаристан, Ташкент, 1990г.
  8. Рапопорт Ю.А., Неразик Е.Е, Левина Л.М., В низовьях Окса и Яксарта. Образы древнего Приаралья, «Индрик», М., 2000г.
  9. Сарианиди В.И., Древние земледельцы Афганистана, «Наука», М., 1977г.
  10. Сарианиди В.И., Памятники монументальной архитектуры Бактрии. //СА № 1, М., 1977г.
  11. Толстов С.П., Древний Хорезм, МГУ, М., 1948г.
  12. КАЛАЛЫ-ГЫР 2. Культовый центр в Древнем Хорезме IV — IIвв до н.э./ отв. ред. Б.И. Вайнберг, РАН институт этнографии и антропологии им. Миклухо-Маклая, «Восточная книга», М., 2004г.
  13. Газета «Московский комсомолец» № 8 2002 «ТУТ ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА»
  14. «Independent» от 22.08.2005г. «Открыта древнейшая цивилизация Европы».
  15. www.fanclubcrimea.info Причалы солнечной ладьи.
  16. www. historic.ru от 15 мая 2006г.
  17. www. MIGnews.com.ua 02.11.2005г.