Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Смешанная избирательная система выборов в Государственную Думу России: современное состояние

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Каимова Мадина Абдурахмановна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 4006
Показать PDF версию Смешанная избирательная система выборов в Государственную Думу России: современное состояние

Каимова Мадина Абдурахмановна
студентка 4-го курса,
направление юриспруденция
ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет
г. Грозный
E-mail: m.istamulova@mail.ru

Избирательное законодательство России на протяжении всей постсоветской истории неоднократно менялось под воздействием определенных причин общественно-политического характера, вызванных переменами и трансформациями в жизни общества и государства, переживающих свое новое становление.

Последние существенные изменения в избирательном законодательстве были произведены в 2014 году, когда законодательной властью был принят Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 № 20-ФЗ, в соответствии с котором предусматривалось возращение смешанной избирательной системы выборов депутатов в высший законодательный орган государства — Государственную Думу.

Согласно нормам закона, в избирательное право России были внесены определенные изменения, которые, впрочем, вернули избирательную систему, действовавшую до 2007 года, практически на тех же условиях и особенностях.

Причиной возвращения к прежним нормами избирательного законодательства возможно послужили общие перемены в общественно-политической жизни государства, заинтересованного в становлении и развитии политически активного и ответственного гражданского общества, принимающего участие в жизни государства.

Так, с предложением о возвращении смешанной избирательной системы в 2011 году выступал перед парламентариями Президент РФ Д.А. Медведев, его инициатива была в последующем поддержана и В.В. Путиным в 2014 году.

Согласно действующему Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 № 20-ФЗ (далее — ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы»), смешанная избирательная система предусматривает выборы депутатов Государственной Думы двумя способами:

1) 225 депутатов избираются по партийным спискам, пропорционально голосам, отданным избирателями за ту или иную партию (пропорциональная);

2) 225 депутатов избираются по одномандатным округам, согласно голосам, отданным избирателями за того или иного кандидата (мажоритарная).

Важно отметить, что в действующем избирательном законодательстве не закреплены такие положения как минимально требуемая явка избирателей и графа «против всех».

В ст.ст. 88 и 89 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы» закреплена методика пропорционального распределения депутатских мандатов, согласно которой в итоговом распределении депутатских мандатов могут принимать участие только партии, каждая из которых получила 5 и более процентов голосов избирателей, то есть речь идет о так называемом процентном барьере, призванном ограничить представительство в Государственной Думе партий, имеющих небольшую избирательную поддержку.

Процентные барьеры при выборах используются в избирательном законодательстве многих государств, в качестве главной цели процентного барьера указывается недопустимость партийной фрагментарности, дробления высшего законодательного органа, что служит возможной предпосылкой затруднения работы парламента в условиях невозможности формирования парламентского большинства.

Обращая внимание на итоги прошедших 18 сентября 2016 года выборов в Государственную Думу по смешанной избирательной системе, можно отметить, что, несмотря на участие широкого круга политических партий, фракционный состав нового созыва Государственной Думы фактически не изменился, более того, в Государственной Думе появилась партия, имеющая конституционное большинство.

Развитие России как демократического и правового государства в современных условиях возможно только в условиях стабильной и легитимной законодательной власти, адекватно и своевременно реагирующей на запросы общества.

Итоги выборов по новой системе показывают о повышении доверия населения к парламентским политическим партиям, однако низкая явка в отдельных регионах свидетельствует о негативных тенденциях в политических взглядах части населения, молчаливом протесте против сложившейся ситуации, разделении интересов части общества и государства.