Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Словарная работа – ведущее звено в работе по развитию речи.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Карлова Ольга Альбертовна, Брызгалова Ирина Маратовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2017»  (январь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1597
Показать PDF версию Словарная работа – ведущее звено в работе по развитию речи.

Брызгалова Ирина Маратовна
Карлова Ольга Альбертовна

Учителя начальных классов
МБОУ «Основная общеобразовательная
школа №38 имени С.В.Кайгородова»
E-mail: karlovaolga1977@mail.ru

Основы овладения русским языком закладывается в начальной школе. Активная работа по развитию речи обучающихся направлена на повышение речевой культуры, расширение и пополнение словарного запаса. Эта работа, проводимая на уроках способствует выработке умения выражать свои мысли, строить высказывания более точными и выразительными. Систематическая словарная работа — одно из ведущих звеньев по развитию речи. Данный вид работы носит не случайный характер и имеет определенную структуру. Работа со словарным словом состоит из следующих этапов: восприятия слова, ознакомления с его лексическим значением, отработкой правописания и употребления его в речи. Языковой материал по работе с конкретным словарным словом может включать разделы: толкование слова; этимология слова, однокоренные слова, сочетаемость слова, использование в речи, практические упражнения.

Работа над написанием словарного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается и на других, последующих уроках, давая учителю право выбрать другие варианты работы над словом (постановка ударения, определения количества слогов, произношение звуков и другие).

Работа над словарными словами может быть продолжена и в рамках внеклассных и внеурочных занятий по русскому языку. Хорошо организованная, систематическая внеклассная работа дает возможность закреплять знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках, глубже понимать и раскрывать богатства русского языка. Вне урока у обучающихся появляется возможность знакомиться с новыми и интересными фактами, которые не изучаются на уроках. На внеурочных занятиях учащиеся выходят далеко за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, Интернет-ресурсами.

С целью пополнения словарного запаса младших школьников в нашей образовательной организации реализуются программы внеурочной деятельности: «Риторика», «Волшебные строчки», «Школа вежливых наук». Кроме того в систему воспитательных мероприятий включены следующие конкурсы, викторины: «Король письма», «В стране Грамматике», проводится исследовательская деятельность с защитой детских проектов «Учим словарные слова», «Язык и речь», «Русский язык с увлечением» и другие.

Данная работа, проводимая в системе и целенаправленно, способствует прочному и успешному запоминанию словарных слов, заимствованных слов, обогащению словарного запаса обучающихся.