Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Козлова Галина Александровна
учитель географии
Россия, Белгородская область, посёлок Прохоровка
МБОУ "Прохоровская гимназия"
Прохоровского района Белгородской области
E-mail: k.galina-k@yandex.ru
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и обучающихся. Современные ученики должны научиться ставить перед собой учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, вывод. Всё вышеперечисленное и есть те самые ключевые образовательные компетенции, формирование которых у обучающихся — цель современного этапа образования, обозначенная в Федеральной целевой программе развития образования, Законе об образовании, Федеральных государственных стандартах.
География сама по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако для активизации познавательной деятельности школьников не только географическая информация должна быть интересной, но и сам процесс её получения. Достижение результатов базируется на представлении о том, что только активное участие самого школьника в процессе обучения обеспечивает прочное усвоение знаний, развитие мышления, формирование умений.
Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивизационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, контролировать. В современных условиях изучение географии стало многовариативным, альтернативным. Сегодня традиционный подход в образовании оказывается недостаточным, обществу нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Поэтому сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных знаний, а от неких дополнительных, жизненно необходимых качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «ключевые компетенции». Компетенции — это набор определённых знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта, уровня развития личности, т.е. круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён.
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию.
Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности.
Приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться моделирующими приборами.
Адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; противостоять трудностям; находить новые решения.
Проблемное обучение, создание ситуации поиска — обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления обучающихся. По утверждению психологов, интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Эти затруднения заключаются в том, что ученик не может выполнить задание известными ему способами и должен отыскать новый способ решения учебной задачи. Проблемные задания, проблемные ситуации поиска на уроке вызывают, как правило, большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.
Основная идея использования приема проблемной ситуации поиска на уроках географии для формирования ключевых компетенций обучающихся заключается в том, что знания в значительной своей части не передаются детям в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности. В процессе решения проблемной ситуации обучающиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются ключевые компетенции: творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация, вырабатываются навыки умственных операций и действий.
Развитие ключевых компетенций обучающихся базируется на основе формирования универсальных учебных действий (УУД), которые представляют собой в широком смысле умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, а в узком смысле УУД — совокупность способов действий обучающихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний и формирование умений. УУД делятся на личностные, предметные и метапредметные. Ключевые образовательные компетенции и есть результат формирования метапредметных УУД, т.е. тех, которые относятся к общему содержанию образования, применимы на любом уроке.
Создание на уроках географии проблемных ситуаций поиска помогает каждому ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к предмету.