Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Система уроков «Здоровье и окружающая среда» как средство формирования экологической культуры старших школьников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сарсенова Александра Сансызбаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2022»  (май, 2022)
Количество просмотров статьи: 343
Показать PDF версию Система уроков «Здоровье и окружающая среда» как средство формирования экологической культуры старших школьников

Сарсенова Александра Сансызбаевна
учитель химии и биологии
ГБОУ школы № 691
с углубленным изучением иностранных языков
Невского района г. Санкт-Петербурга
E-mail: assarsenova@mail.ru

Человечество вступило в третье тысячелетие, имея огромное количество экологических проблем. Основная причина экологического кризиса — низкий уровень экологической культуры общества. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений к окружающей человека среде, экологическая культура служит одним из важнейших средств социальной ориентации личности в системе «природа-общество». Обобщая многовековой опыт взаимодействия природы и общества, экологическая культура заключает в себе огромный духовный потенциал, служит одной из движущих сил социального и научно-технического прогресса нашего общества.

Экологическое воспитание как феномен следует рассматривать в трех аспектах: во-первых, оно является составной частью общего воспитания личности, во-вторых, это самостоятельный вид воспитания, так как отличается от других видов по целям, задачам, результатам и в-третьих — по способам реализации в конкретных вариантах деятельности в целом.

Различные формы организации деятельности учащихся (лекции, семинары, конференции, дискуссии, урок самостоятельной работы, исследовательская работа, экскурсии, ролевые игры) играют важную роль в формировании экологической культуры, развивают экологическое мышление, эмоциональность, творчество, самостоятельность, позволяют приобретать социальный опыт, принимать экологически грамотные решения, усваивать правила поведения в природе.

Взрослых убеждать гораздо труднее, так как у них свое мировоззрение, труднее искоренять уже сложившиеся привычки, труднее менять им свое мнение, а, следовательно, именно в период раннего юношества необходимо формировать ответственное отношение к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Формировать экологическую культуру личности учащихся только в рамках уроков по биологии затруднительно, что связано с невозможностью в полной мере формировать систему умений и навыков по изучению природы и ее охране

Большое значение в формировании экологической культуры старших школьников имеет система тематических уроков, посвященных природе и месту человека в ней.

Курс «Здоровье и окружающая среда» способствует развитию экологической культуры личности, в природном и социальном аспектах, так как включает в себя два блока «Природа» и «Общество» (Рис. 1).

Каждый из блоков курса включает по три урока, посвященных разным аспектам окружающей среды:

дискуссии, или ответов на проблемные вопросы по темам, которые уже пройдены в курсе «Общая биология. Экология».

2) Загрязнение окружающей среды: классный час, выстроенный на принципе «Что представляет опасность и как с этим бороться?». Рекомендуется уделить особое внимание физическому загрязнению окружающей среды, особенно вопросам шумового загрязнения и ЭМП.

3) Адаптация человека в природе. Классный час — обобщение, которое можно построить в форме дискуссионной площадки по вопросам «Как приспособиться к окружающей среде, не изменяя ее?»

4) Информация и информационная безопасность: воспитательное мероприятие, посвященное соотношению видов информации в нашей жизни, влиянию ее на психологическое здоровье и необходимости контроля потока информации.

5) Социальный климат в обществе. Классный час, главной идеей которого должно стать, что качество взаимоотношений между людьми влияет на здоровье. Поднимаются вопросы социальной изоляции, одиночества, плохих взаимоотношений между людьми.

6) Адаптация человека в обществе. Заключительный классный час, подводящий итог теме «Человек и общество», который должен поднять тему резистентности организма и возможностям ее формирования.

Эти тематические уроки очень удобно приурочить к определенным праздникам и предметным и тематическим неделям. Так например тема «Загрязнение окружающей среды» тематически и по времени вписывается в неделю естественных наук, а «Информация и информационная безопасность» сообразуется с всемирным днем информационной безопасности.

Данный курс плотно взаимодействует с курсами естественных и математических наук, которые во многом опираются на знания, приобретенные в средней школе, обобщают их, систематизируют.

Эти тематические уроки легко встраиваются в общую воспитательную деятельность, то можно подключать к ним учителей соответствующего предмета и иных социальных работников школы.

Ученики уже разбираются в понятиях «здоровье», «гигиена», «здоровый образ жизни», изученных в 8-9 классе, а курс «Общая экология», начатый в 10 классе в рамках курса биологии, может дополнить информационную составляющую тематического курса «Здоровье и окружающая среда».

Система тематических уроков была апробирована в ГБОУ школе № 356 Московского района г. Санкт-Петербурга в 2019-2020 учебном году, и продолжает свое использование в новом 2021-2022 учебном году на базе ГБОУ школы № 691 Невского района г. Санкт-Петербурга.

Педагогам, желающим использовать данный курс в своей практике, необходимо помнить, что отношение личности к природе формируется под влиянием не одного какого-либо фактора, а целого ряда самых разнообразных факторов, но главное, что уровень экологической воспитанности любого школьника зависит от уровня экологической культуры всех субъектов образовательного процесса.