Срочная публикация научной статьи


Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Система управления и обеспечения экономической безопасности региона на примере жилищно-коммунального хозяйства как ее элемента.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Дмитриева Наталия Сергеевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2017»  (август, 2017)
Количество просмотров статьи: 2615
Показать PDF версию Система управления и обеспечения экономической безопасности региона на примере жилищно-коммунального хозяйства как ее элемента.

Дмитриева Наталия Сергеевна
Бакалавр экономики
Dmitrieva Natalia Sergeevna
Bachelor of Economics

Аннотация

На основе проведенного анализа сферы жилищно-коммунального хозяйства как составляющей региональной социально-экономической системы, определения значимости данной отрасли в обеспечении экономической безопасности, анализа результатов деятельности предприятий ЖКХ в формировании валового регионального продукта и других показателей, характеризующих экономическую безопасность, осуществлена классификация и систематизация угроз экономической безопасности региона, возникающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Annotation

Based on the analysis of the sphere of housing and communal services as a component of the regional socio-economic systems, definition of significance of this sector in ensuring economic safety, analysis of the performance of the utilities in the formation of the gross regional product and other indicators of economic security, classification and systematization of threats to economic security of the region, arising in the sphere of housing and communal services.

Ключевые слова: региональная экономическая безопасность, жилищно-коммунальное хозяйство.

Key words: regional economic security, housing and communal services.

Система управления и обеспечения экономической безопасности региона на примере жилищно-коммунального хозяйства как ее элемента.

Management system and ensure the economic security of region on the example of housing and communal services of the item.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время является основополагающей составляющей региональной социально-экономической системы, что определяет особую значимость данной отрасли экономики. Результаты деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса являются важными элементами формирования валового выпуска в регионах и оказывают влияние на показатели, характеризующие состояние экономики. Исследование показало, что жилищно-коммунальный комплекс, с входящими в него подотраслями, является наиболее уязвимой сферой российской экономики. Взаимосвязь социально-экономических процессов, происходящих в настоящее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обуславливает, в свою очередь, возрастающее число экономических субъектов, оказывающих и потребляющих услуги жилищно-коммунальной сферы и, тем самым, сфера жилищно-коммунального хозяйства аккумулирует в себе специфичные для каждой из отраслей угрозы, усугубляющие кризисные явления в региональной системе.

Процессы, происходящие в настоящее время в современной экономической среде регионов России, побуждают специалистов разного профиля совершенствовать методы и инструменты по обеспечению экономической безопасности территорий с учетом структуры регионального хозяйства и соответствующих угроз, возникающих в его подсистемах. Приоритетной сферой модернизации региональной экономики является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), оказывающее основополагающее влияние на социально-экономическое развитие страны, что, несомненно, проявляется в уровне и качестве жизни населения

Жилищно-коммунальное хозяйство в настоящее время представляет собой важнейший элемент социально-экономической структуры общества, однако, в виду того, что в данном сегменте осуществляет свою деятельность большое количество экономических агентов и, как следствие, отмечается разнообразие протекающих экономических процессов, является одним из сложнейших секторов экономики в части управления и обеспечения экономической безопасности.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 26.01.2016 № 80-р «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года», под жилищно-коммунальным хозяйством понимается «одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность — необходимой инженерной инфраструктурой» [2].

В рамках исследования акцентуация внимания направлена на сферу ЖКХ на мезоуровне, так как реализация государственной политики в сфере ЖКХ регионов в настоящее время имеет ряд противоречий, среди которых целесообразно отметить следующие:

— дефицит бюджета регионов, препятствующий оказанию субсидиарной поддержки модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры;

— неисполнение сроков реализации плановых заданий в рамках программ жилищного строительства и реконструкции объектов ветхого жилого фонда;

— несоответствие оказываемых региональными субъектами ЖКХ жилищно-коммунальных услуг населению установленным стандартам качества;

— слабая эффективность системы управления ЖКХ на региональном уровне в виду коррупционной составляющей;

— неисполнение региональными властями Указов Президента, Постановлений Правительства и иных нормативно-правовых актов в части регулирования систем управления в сфере ЖКХ;

— несовершенство тарифной политики и, как следствие, нарастание социальной напряженности среди населения.

Из вышесказанного следует, что сложившееся в настоящее время положение в экономике на региональном уровне препятствует развитию жилищно-коммунального хозяйства как многоотраслевого комплекса, что, в свою очередь, приводит к усилению стагнационных процессов в регионах страны.

Стоит отметить, что эффективная государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства является базисом обеспечения его социально-экономической безопасности. Анализ экономической литературы показал, что зачастую исследователи оперируют в своих трудах понятием «экономическая безопасность», что обусловлено рассмотрением данной дефиниции в качестве отправной точки в рассмотрении кризисных явлений в экономике, общественной жизни, бизнес-среде и государстве в целом. Необходимо модифицировать данное понятие, указав в нем взаимозависимость социальных и экономических процессов относительно проблем, возникающих в многоотраслевых комплексах, таких, как сфера жилищно-коммунального хозяйства.

На наш взгляд, под экономической безопасностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства следует понимать возникновение ситуаций на макро-, мезо- и микроуровнях, способствующих возникновению ряда угроз социально-экономической направленности: слабая эффективность системы управления ЖКХ в виду коррупционной составляющей на местах, несоответствие оказываемых субъектами ЖКХ жилищно-коммунальных услуг населению установленным стандартам качества, аварийное состояние жилого фонда и коммунальной инфраструктуры — и, как следствие, разработка и реализация мер по нейтрализации стагнационных процессов, препятствующих развитию социально значимой экономической системы хозяйства страны.

Стоит отметить, что в настоящее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства наметились кризисные тенденции, носящие системный характер. Как показывает практика, на региональном уровне сфера жилищно-коммунального хозяйства, ввиду ряда отличительных особенностей, с трудом приспосабливается к новым условиям рыночных отношений, так как сочетает в себе помимо экономического еще и организационный, управленческий и правовой аспекты рыночных отношений. Однако именно сфера ЖКХ является отправной точкой в части социально-экономических преобразований в обществе и от того, насколько успешно будет происходить модернизация жилищно-коммунальной сферы на региональном уровне, во многом определяет и успешную реализацию реформ в стране.

Необходимым условием стабильного функционирования механизма обеспечения экономической безопасности и социальной направленности политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является своевременное выявление потенциальных угроз и рисковых ситуаций в основных подотраслях ЖКХ и их сегментах, их нейтрализация, а также постоянный мониторинг потенциально опасных и (или) уже существующих рисковых экономических зон, в которых угрозы приводят к серьезным негативным последствиям. В следствие этого нужно четко определить границы между опасными зонами, что позволит своевременно идентифицировать количественное значение определенного параметра социально-экономической безопасности, указывающего, что сегменты жилищно-коммунального комплекса и экономические субъекты с ним взаимосвязанные уже вошли в зону риска.

Литература

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронгный ресурс] // Сайт Минэкономразвития РФ. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/concept/doc20081117_01.
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 80-р «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // Сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/media/files/odOGmhKTIRIRwsALMIXUYmU6gIjeg2pS.pdf.
  3. А.В. Тараскина Оценка уровня региональной экономической безопасности с позиции хозяйствующих субъектов — резидентов территории // Сб. материалов IV Международной науч.-практ. конф. «Инструменты управления экономической безопасностью территорий». Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 12, том 3 (48). С. 12-29.