Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Моисеева Алена Игоревна
Магистрант ИГСУ РАНХиГС, г. Москва
e-mail: moiseevaale@gmail.ru
Научный руководитель: доцент, кандидат юридических наук Нагих С.И.
Директор центра сравнительного правоведения
Аннотация
В статье рассмотрены организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом на примере организации работы Департамента физической культуры и спорта города Москвы. Так же рассмотрено создание экспериментальной площадки по организации спортивной подготовки. Приведена характеристика органов управления данной сферой, основных нормативных документов, регулирующие их деятельность.
Ключевые слова: физическая культура, управление, характеристика органов управления физической культурой и спортом, система управления, государственные органы управления, общественные органы управления, организационно-правовые особенности.
Спорт является социокультурным явлением современного общества. Оно оказывают серьезное воздействие на многие сферы жизнедеятельности государств: политику и экономику, науку и технику, образование и культуру. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы управления в сфере физической культуры и спорта[2].
Еще в конце XIX в. были разработаны русским идеологом П.Ф. Лесгафтом научные основы системы физического воспитания, принцип единства физического и умственного развития человека. Лесгафт рассматривал систему направленных упражнений как средство не только физического развития, но и нравственного, умственного, эстетического воспитания человека [4].
Право на занятия физической культурой и спортом гарантировано Конституцией Российской Федерации, в которой отмечается, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта. За последние годы создана фундаментальная нормативно-правовая основа их развития [1].
По мере развития общества и возрастания социального воздействия спорта, расширяются функции, усложняется вся система спорта и деятельность спортивных организаций. В настоящее время одной из главных проблем является управление в сфере физической культуры и спорта. Процесс управления в данной сфере должен учитывать ряд специфических организационно-правовых особенностей [3]. Эти особенности отличают рассматриваемую сферу от других сфер народно-хозяйственного комплекса страны. Физическая культура как социально-экономическая система связана с другими отраслями народного хозяйства как производственной, так и непроизводственной сферы (органы управления, сферами образования, здравоохранения, культуры и т.д.).
Рассмотрение системы физкультурно-спортивной деятельности представляет интерес для управления в области физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, прежде всего, потому, что дает систематизированное представление о тех объектах управления, где осуществляется физкультурно-спортивная деятельность, а также для более ясного видения общей характеристики органов управления физической культурой и спортом в субъекте Российской Федерации [1].
В 2011 году в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» внесены концептуальные изменения - введены понятия «спортивная подготовка» и «федеральные стандарты спортивной подготовки».
Извлечение из Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации": Спортивная подготовка - тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.
Федеральные стандарты спортивной подготовки - совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией), разработанных и утвержденных в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязательных для организаций, осуществляющих спортивную подготовку [6].
В целях совершенствования системы подготовки спортивного резерва Министерством спорта Российской Федерации принято решение о создании в субъектах Российской Федерации федеральных экспериментальных площадок [8].
Город Москва, как субъект Российской Федерации и город федерального значения, выбран в качестве экспериментальной площадки по созданию на базе подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва организаций спортивной подготовки.
Департамент физической культуры и спорта города Москвы (Москомспорт) является подведомственным Правительству Москвы отраслевым органом исполнительной власти города, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области физической культуры и спорта [7].
Основной задачей Москомспорта является создание необходимых условий в городе Москве, способствующих укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, реализации прав граждан на физическое совершенствование и гармоничное развитие личности [9].
Спортивная подготовка осуществляется в подведомственных Москомспорту учреждениях, в число которых входят:
К числу образовательных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, относятся профессиональные образовательные учреждения – колледжи и училища олимпийского резерва, а также общеобразовательные учреждения – центры спорта и образования. В учреждениях Москомспорта, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, все классы являются спортивными. Спортивные школы олимпийского резерва (спортивные школы) осуществляют деятельность в качестве самостоятельных юридических лиц, а также в качестве структурных подразделений центров спортивной подготовки, училищ олимпийского резерва, центров спорта и образования, спортивных клубов, иных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку в качестве основного вида деятельности. Основной целью деятельности указанных учреждений (структурных подразделений) является подготовка спортсменов высокого класса, способных войти кандидатами в составы спортивных сборных команд города Москвы и Российской Федерации.
Данный эксперимент имел широкое общественное обсуждение и был одобрен московской спортивной общественностью.
Подготовка и последующая реализация эксперимента осуществлялись по следующим основным направлениям:
Литература