Евразийский
научный
журнал

«Система формирования УУД на основе надпредметного курса «Мир деятельности» и технологии деятельностного метода «Школа 2000...»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Зимаева Елена Александровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2016»  (июль)
Количество просмотров статьи: 1454
Показать PDF версию «Система формирования УУД на основе надпредметного курса «Мир деятельности» и технологии деятельностного метода «Школа 2000...»

Учитель начальных классов МОУ Лицея №15
Заводского района г.Саратова
Зимаева Е.А.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Целью же такого образования должно стать  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Наш лицей  и Центр системно-деятельностной педагогики  «Школа 2000…»  АПК и ППРО РС под руководством д.п.н. Л.Г.Петерсон  заключили договор на проведение научно-эксперементальной работы по теме: «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного  метода  Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях  ДОУ- начальная школа- средняя школа». И как естественное и логичное продолжение данной темы в нашей школе был взят на реализацию надпредметный  курс «Мир деятельности» (МИД), в основу которого легла ТДМ(технология деятельностного метода).

Рис.1.png

Занятия  провожу 1 раз в неделю во время внеурочной деятельности, а практический опыт переношу на  предметные уроки. На занятиях учащиеся познакомились с ролью учителя  в учебном процессе, поняли необходимость постоянного использования двух  ведущих шагов учебной деятельности, познакомились с понятием планирование учебной деятельности  и правилами поведения на уроке, освоили  правила работы в парах и группе, узнали какую роль играют  в учебной деятельности личностные качества ученика такие как терпение и активность , уважение и терпимость к другим, получили представление о том, что значит быть внимательным. Познакомились с понятием «затруднение» в учебной деятельности и его ведущей ролью в развитии человека и обществ, учились правильно  относиться к затруднению в учебной деятельности и   применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Рис.2.png

В ходе работы  были выделены следующие положительные стороны курса:

  1. В курсе выделены содержательно-методические линии (организационно-рефлексивная, коммуникативная, познавательная, ценностная), направленные на формирование соответствующих универсальных учебных действий. Это позволяет в рамках одного курса сформировать целый ряд УУД (регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных). И, несмотря на то, что системообразующей линией курса является организационно-рефлексивная, большую ценность представляют и материалы в рамках остальных направлений.

  2. В рамках познавательной линии курса решается важнейшая задача формирования у учащихся методологических знаний.

  3. В погоне за «выполнением программы» в условиях усложнения учебного материала и увеличения учебной нагрузки очень часто воспитательная компонента процесса обучения «уходит на второй план». В данном курсе значительное внимание уделяется именно воспитательному аспекту учебного процесса: воспитание терпения, толерантности, честности и т.п. Большое значение имеют и занятия по сохранению здоровья в учебном процессе (тема «Ценности нашей жизни. Здоровье», предусмотрено проведение физкультминуток на занятиях).

  4. Одним из важных показателей эффективности программы является живой интерес детей к вопросам, рассматриваемым на занятиях по курсу «Мир деятельности». Учащиеся увлечённо разрабатывают правила совместной работы, придумывают игры и задания на развитие внимания, учатся рефлексии, целеполаганию и т.п.

  5. К плюсам курса «Мир деятельности» следует также отнести и красочные учебные пособия по предмету с наклейками, «копилку достижений», разработанные дидактические материалы, подробные методические рекомендации для учителя с демонстрационными и дидактическими материалами на диске. В методическом пособии описывается модель формирования УУД, которая с успехом может быть реализована и в рамках других предметов. Предлагаются интересные методические приёмы (например, «лесенка успеха», направленная на реализацию рефлексии), которые могут быть востребованы и на уроках по основным предметам.

  6. Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и другим предметам.

Уверена, что курс «Мир деятельности» поможет учителям качественнее проводить предметные уроки в технологии деятельностного метода. Технология деятельностного  метода позволяет  учителю:  ситемно, надежно и качественно обеспечивать результаты ФГОС, систематизировать инновационный опыт традиционной школы и новых концепций образования, каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения, переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, на посильном  для себя уровне,  в соответствии со своими возможностями,  уже на первых этапах перехода достигать видимые результаты в качестве образования, которые мотивируют к дальнейшему развитию, вырасти профессионально и освоить ту культуру саморазвития, которую мы должны транслировать нашим детям.