Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Самообразование как элемент образовательной среды военного образовательного учреждения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нагоева М. А.
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2017»  (сентябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1740
Показать PDF версию Самообразование как элемент образовательной среды военного образовательного учреждения

Нагоева М.А.
к.п.н., ст.преподаватель
Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России
E-mail: arsmarina@mail.ru

Самообразование — сложный интеллектуально-нравственный и волевой процесс; неприемлемое условие успеха в любой деятельности. Стремление к самообразованию — это естественная потребность человека, который в силу его природы должен действовать, показывать, осуществлять и реализовывать в себе. Для этого нужно создавать такие условия военной службы, жизни, при которых каждый получает возможность свободно развивать, совершенствовать свою человеческую природу. 21 век — век информационных технологий, характеризующийся большим потоком информации. Стоит заметить, что для качественного получения необходимых знаний военнослужащий должен уметь ориентироваться в данном потоке и найти свою «иголку в стоге сена». Одним из немаловажных элементов самостоятельного образования является самовоспитание. Это в свою очередь активная, организованная деятельность военнослужащего по формированию в себе и развитию положительных и устранению отрицательных качеств. Обращаем ваше внимание на то, что самовоспитание играет большую роль в выработке, развитии качеств, необходимых воинам. [1]

В современных условиях реформирования общества и Вооруженных Сил, когда военное дело непрерывно усложняется и резко повышается значимость человека в бою, роль самовоспитания воинов еще более возрастает и сохраняет свою актуальность. Задача воина состоит в том, чтобы стать более активным, приобрести волю, целеустремленность и способность постоянно, систематически воздействовать на отрицательные черты своего характера, в свою очередь, стараясь приобрести больше положительных качеств. Выполнение данной задачи требует от военнослужащих не только стремления, но и тяжелой, кропотливой работы над собой.

К наиболее значимым внутренним предпосылкам, определяющим эффективность самовоспитания военнослужащих, отностятся: мотивация, побуждающая военнослужащих к работе над собой; развитое самосознание и самокритичность, позволяющие объективно оценить свои достоинства и недостатки; чувство самоуважения, не позволяющее отставать от других и заставляющее быть на высоте положения; определенный уровень развития воли, привычек самоконтроля и волевого саморегулирования; знание теории самовоспитания и владение методикой работы над собой; сознательная установка на разностороннее самовоспитание; психологическая готовность к активной, целеустремленной и систематической работе по самовоспитанию.

Педагогический процесс самовоспитания имеет свою логику, пути развития, методы, приемы и средства. Рассмотрим приведенную ниже схему логического процесса самовоспитания. Наибольшая эффективность самообразования достигается тогда, когда военнослужащий грамотно оценивает уровень своих знаний, умений и навыков, четко определяет направления, в которых ему следует совершенствоваться, ответственно подходит к решению поставленных перед собой задач. Занимаясь самообразованием, он может значительно расширить свои возможности в развитии необходимых как для военной службы, так и для повседневной жизнедеятельности качеств.[2]

Стоит заметить, что самовоспитание — явление социальное. Оно присуще воину, осознающему себя в коллективе, в системе воинских взаимоотношений и межличностных связей. Воинский коллектив — социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Взаимоотношения в воинских коллективах регулируются нормативно -правовым положением различных должностных категорий. Во внеслужебное время форма взаимоотношений военнослужащих определяется многими факторами: взаимными интересами и целями; симпатиями и антипатиями; потребностями в дружбе и общении; качествами личности.

Воинский коллектив обладает огромной воспитательной силой, способной развить лучшие черты личности, устранить пороки и отрицательные привычки. В сплочении воинских коллективов офицеры чаще всего опираются на воинов, способных самостоятельно, творчески и, что не маловажно, с чувством ответственности выполнять порученные им задачи.

Литература:

  1. Шуклина Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования// Социс. 2011. № 6. С. 88-92.Медведев И.Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура // Образование и наука. 2012. № 2 С.32-42.
  2. Рубан А.В., Хазова С.А Психолого-педагогические условия формирования аксиологической компетентности курсантов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 3 (183) С.74-80.