Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Одним из важнейших элементов народной культуры является игра. Особенностью детских игр дошкольного возраста является факт первичной социализации.
Под игровой деятельностью понимается своеобразный выход за рамки типичного поведения: выполнение ранее не привычных функций, использование предметов за рамками утилитарного употребления.
Игра, как явление, возникла на ранних этапах развития человеческого общества и, соответственно, стала одним из первых инструментов получения и развития определенных навыков. Таким образом игру стоит рассматривать как инструмент развития умственных, физических, этических и многих других основ человека как личности.
Традиции социализации той или иной народности также должны изучаться совместно с таким сложным социокультурным образованием коим является игра.
Человек, являясь биосоциальным существом, несет в себе как элементы биологической сущности, так и социальные аспекты. Особенностью игры является то, что она присуща только человеку. Таким образом игру стоит рассматривать исключительно как социальный аспект, который без сомнения несет в себе оттенки поведения человека, как биологического вида.
Большинство ученых относили игру к чему-то стихийному, но все же закономерному. Так по мнению А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и многих других игра появляется стихийно, т.е. нет необходимости ее специально разрабатывать. При этом данного рода стихийность является отражением реалий трудовой и общественной жизни [1].
Можно в качестве примера привести большое количество игр, которые отражали какие-то особенные явления в общественной жизни этноса. Так на Кубани долгое время была распространена игра под названием «Черкесы» (Чеченцы). Смысл игры заключается в том, что несколько мальчиков изображали черкесов, остальные игроки (девочки) выступали в роли жителей станицы, которые выходят на улицу. На них «нападают» черкесы и уводят в плен [2]. Данного рода игра является отражением конфликта, который имел место быть между казаками и жителями Северного Кавказа, в том числе чеченцами. Данный пример наглядно отражает следующий факт: дети на подсознательном уровне копируют поведение взрослых, причем зачастую для такого рода подражания нет необходимости видеть весь конфликт социальных групп, достаточно лишь иметь представление о нем, заложенное взрослым поколением. Все это и является некоего рода социализацией.
Изменение идеологии, исключение ранее существовавших конфликтов и приход на их смену новых, создают новые игры или модифицируют уже имеющие место быть.
Так гражданская война привела к появлению в играх детей в 1920-1930-е гг. новые противоборствующие стороны «белые» и «красные». Тремя десятилетиями позже Великая Отечественная война, объединившая советский народ, также стерла прошлые стороны в играх детей и создала новые противоборствующие группы «русские» (или «наши») и «фашисты».
Помимо функции социализации и копирования поведения взрослых русские народные игры несли в себе также функцию развития творческих способностей, так большая часть народных игр несла в себе элементы устного творчества: песни, стихи т.д. [3-5].
Большая часть народных игр русского народа (даже весьма несложные) сопровождаются стихами, считалками, песнями, дразнилками, все это расширяет словарный запас, а также прививает любовь к творчеству на родном языке и, соответственно, формирует образность мышления.
Народные игры формируют личность развивая ее как интеллектуально, так и физически и нравственно. Именно игры в значительной степени формируют у ребенка уважение к той нации и этносу к которой он относится. Таким образом основную роль в передачи традиций этноса несет в себе игра, как особый элемент народного творчества.
Русские народные игровые традиции, выработка которых продолжалась все время развития русского этноса получили в себе все традиции русского народа. Отражение идеологии, психологии и многих других важных составляющих этапов развития русского народа нашли отражение в игре.
При этом народные игры – важный фактор социализации, они способствуют умственному, физическому, морально-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Список использованной литературы:
1. Батурина И.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995
2. Покровский, Е.А. Детские игры: Преимущественно русские М., – 1997.
3. Даль В.И. Пословицы русского народа. -М.: Художественная Литература, 1984. -т. 1.
4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. -М.: Просвещение, 1987.
5. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 2. Детство, отрочество. -М.: Художественная Литература, 1994.
© М.Д. Моргачева, 2016