Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Русские народные игры как инструмент социализации и воспитания детей

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Моргачева Мария Голубничий
Рубрика: Культурология
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 2365
Показать PDF версию Русские народные игры как инструмент социализации и воспитания детей
Моргачева Мария Дмитриевна студентка 3 курса института искусств Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Научный руководитель: Голубничий Артем Александрович ассистент кафедры инженерной экологии и основ производства Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова г. Абакан, Российская Федерация

Одним из важнейших элементов народной культуры является игра. Особенностью детских игр дошкольного возраста является факт первичной социализации.

Под игровой деятельностью понимается своеобразный выход за рамки типичного поведения: выполнение ранее не привычных функций, использование предметов за рамками утилитарного употребления.

Игра, как явление, возникла на ранних этапах развития человеческого общества и, соответственно, стала одним из первых инструментов получения и развития определенных навыков. Таким образом игру стоит рассматривать как инструмент развития умственных, физических, этических и многих других основ человека как личности.

Традиции социализации той или иной народности также должны изучаться совместно с таким сложным социокультурным образованием коим является игра.

Человек, являясь биосоциальным существом, несет в себе как элементы биологической сущности, так и социальные аспекты. Особенностью игры является то, что она присуща только человеку. Таким образом игру стоит рассматривать исключительно как социальный аспект, который без сомнения несет в себе оттенки поведения человека, как биологического вида.

Большинство ученых относили игру к чему-то стихийному, но все же закономерному. Так по мнению А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и многих других игра появляется стихийно, т.е. нет необходимости ее специально разрабатывать. При этом данного рода стихийность является отражением реалий трудовой и общественной жизни [1].

Можно в качестве примера привести большое количество игр, которые отражали какие-то особенные явления в общественной жизни этноса. Так на Кубани долгое время была распространена игра под названием «Черкесы» (Чеченцы). Смысл игры заключается в том, что несколько мальчиков изображали черкесов, остальные игроки (девочки) выступали в роли жителей станицы, которые выходят на улицу. На них «нападают» черкесы и уводят в плен [2]. Данного рода игра является отражением конфликта, который имел место быть между казаками и жителями Северного Кавказа, в том числе чеченцами. Данный пример наглядно отражает следующий факт: дети на подсознательном уровне копируют поведение взрослых, причем зачастую для такого рода подражания нет необходимости видеть весь конфликт социальных групп, достаточно лишь иметь представление о нем, заложенное взрослым поколением. Все это и является некоего рода социализацией.

Изменение идеологии, исключение ранее существовавших конфликтов и приход на их смену новых, создают новые игры или модифицируют уже имеющие место быть.

Так гражданская война привела к появлению в играх детей в 1920-1930-е гг. новые противоборствующие стороны «белые» и «красные». Тремя десятилетиями позже Великая Отечественная война, объединившая советский народ, также стерла прошлые стороны в играх детей и создала новые противоборствующие группы «русские» (или «наши») и «фашисты».

Помимо функции социализации и копирования поведения взрослых русские народные игры несли в себе также функцию развития творческих способностей, так большая часть народных игр несла в себе элементы устного творчества: песни, стихи т.д. [3-5].

Большая часть народных игр русского народа (даже весьма несложные) сопровождаются стихами, считалками, песнями, дразнилками, все это расширяет словарный запас, а также прививает любовь к творчеству на родном языке и, соответственно, формирует образность мышления.

Народные игры формируют личность развивая ее как интеллектуально, так и физически и нравственно. Именно игры в значительной степени формируют у ребенка уважение к той нации и этносу к которой он относится. Таким образом основную роль в передачи традиций этноса несет в себе игра, как особый элемент народного творчества.

Русские народные игровые традиции, выработка которых продолжалась все время развития русского этноса получили в себе все традиции русского народа. Отражение идеологии, психологии и многих других важных составляющих этапов развития русского народа нашли отражение в игре.

При этом народные игры – важный фактор социализации, они способствуют умственному, физическому, морально-нравственному воспитанию подрастающего поколения.


Список использованной литературы:

1. Батурина И.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995

2. Покровский, Е.А. Детские игры: Преимущественно русские М., – 1997.

3. Даль В.И. Пословицы русского народа. -М.: Художественная Литература, 1984. -т. 1.

4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. -М.: Просвещение, 1987.

5. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 2. Детство, отрочество. -М.: Художественная Литература, 1994.

© М.Д. Моргачева, 2016