Евразийский
научный
журнал

Рост образовательного и профессионального Уровня педагогических кадров дагестана В 1960-1990 гг. Xx века

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мугутдинова Наида Шамильевна, Магомедова Эльмира Магомедовна
Рубрика: Исторические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 1988
Показать PDF версию Рост образовательного и профессионального Уровня педагогических кадров дагестана В 1960-1990 гг. Xx века
Мугутдинова Наида Шамильевна кандидат исторических наук, доцент кафедры истории ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» Магомедова Эльмира Магомедовна кандидат исторических наук, доцент кафедры истории ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Аннотация. Статья посвящена росту образовательного и профессионального уровня педагогических кадров Дагестана в 1960-1990 гг. ХХ века. Авторы статьи рассматривают вопросы подготовки квалифицированных специалистов высшего и среднего образования в республике.

Annotation. The article is devoted to the growth of educational and professional level of the teaching staff of Dagestan in the 1960-1990. Twentieth century. The authors consider the issues of training of qualified specialists with higher or secondary education in the Republic.

Ключевые слова: образование, школа, педагогические кадры, училища, техникумы.

Keywords: education, school, teaching staff, schools, technical schools.

В декабре 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в стране». Этот закон положил начало первой крупной послевоенной школьной реформы. В соответствии с законом, главные задачи перед школой выдвигались при подготовке подрастающего поколения к жизни, к полезному труду, дальнейшему повышению уровня общего образования, подготовке образованных, хорошо знающих основы наук людей [1].

В 1960 г.в Дагестане функционировали 27 техникумов и других средних специальных учебных заведений. Во всех этих учебных заведениях обучалось 10800 человек. Выросло и число студентов в высших учебных заведениях.

Планомерное расширение подготовки собственных квалифицированных кадров, а также увеличение количества специалистов высшей и средней квалификации, присылаемых из других регионов страны, привели к большим изменениям в составе интеллигенции.

Из года в год расширялась сеть профтехучилищ, увеличивался их контингент. В 1961 г. в республике имелось 11 профессионально-технических заведений с числом учащихся 2,5 тысячи (в 2,5 раза больше, чем в 1940 г.) [2,с.52.].

В 1963-1965 учебных годах в республике насчитывалось – 1555 школ, в которых обучалось 237365 учащихся [3,с.8.].

После принятия Закона о школе большое внимание обращалось подготовке педагогических кадров.

За три года перестройки работы школ в республике проделана некоторая работа, которая способствовала улучшению качественного состава учительских кадров.

За последние три года увеличилось количество учителей с высшим образованием на 772 человека, со средним – на 706 человек. В то же время уменьшилось количество учителей с незаконченным высшим образованием на 365 человек, не имеющих педагогического образования – на 343 человек [4].

Определенная работа по подготовке учительских кадров из коренных народностей Дагестана проводилась как внутри республики, так и за ее пределами. Значительно был увеличен прием в педагогические училища, женский педагогический институт и факультеты Дагестанского государственного университета.

Была проделана работа с отделами народного образования и институтом усовершенствования учителей по переподготовке и повышению квалификации работающих учителей.

Для обеспечения школ республики учительскими кадрами в 1962-1963 учебном году требовалось 574 учителя для начальных классов и 817 учителей для старших классов. Дагестанский государственный университет и женский педагогический институт выпустил 359 специалистов, а из шести педагогических училищ были выпущены свыше одной тысячи учителей для начальных классов [5].

Значительно возрос прием, как в педагогический институт, так и на педагогические факультеты Дагестанского государственного педагогического университета, а также в педучилища Дагестана. Кроме того, Министерство просвещения РСФСР разрешило педагогическим высшим учебным заведениям Северного Кавказа ежегодно принимать по 200 юношей и девушек из Дагестана вне конкурса. Эти меры позволили укрепить школы республики более квалифицированными педагогическими кадрами. Только за 1962-1964 годы средние и высшие педагогические учебные заведения Дагестана выпустили свыше трех тысяч учителей. В 1965 году в средних и высших педагогических учебных заведениях Дагестана и Северного Кавказа обучалось 3745 юношей и девушек из Дагестана. В первой половине 60-х годов значительное количество учителей республики повысило свою квалификацию на курсах Института усовершенствования учителей [6].

Как было уже отмечено, 60-е годы характеризовались существенным увеличением контингента обучающихся в средние специальные учебные заведения республики. С учетом этого обстоятельства были увеличены штаты преподавателей в них.

Общая численность преподавателей средних специальных учебных заведений Дагестана за годы седьмой и восьмой пятилеток (1961-1970) значительно выросла. Так, если в начале 1960-1961 учебного года в них насчитывалось 732 преподавателя, то в начале 1970-1971 учебного года – 1406 человек или почти двукратное увеличение.

Нарастающие позитивные изменения в подготовке кадров высшей квалификации, благоприятно отразились на качественном составе педагогических кадров средних специальных учебных заведений Дагестана. В их составе в 60-е годы существенно возросла доля педагогов с высшим законченным образованием. Из 168 преподавателей сельскохозяйственных техникумов республики в 1970-1971 учебном году 153 имели высшее образование и 115 – стаж педагогической работы свыше 10 лет, что составило 68,4%, тогда как в 1964 -1965 учебном году всего 42,5% [7]. Это свидетельствовало о большой работе органов власти, руководства техникумов и стабильности состава педагогических коллективов средних специальных учебных заведений сельскохозяйственного профиля.

С 1964-1965 учебного года в Махачкалинском музыкальном училище число преподавателей с высшим образованием выросло на 36 человек и в 1969-1970 учебном году достигло 75 человек (76,5%). В художественном училище в 1964-1965 учебном году насчитывалось 16 преподавателей (69,5 %) с высшим образованием.

В 1970-1971 учебном году их число составило 22 человека (78,5%). Всего к началу этого учебного года в средних специальных учебных заведениях республики 1211 (86,1%) педагогов имели высшее образование, что на 639 человек больше по сравнению с началом 1960-1961 учебного года [8,с.101.].

В 70-е годы число преподавателей средних специальных учебных заведений выросло почти в 2 раза. К концу 70-х годов число преподавателей, имеющих педагогический стаж 5 и более лет, достигло 1139 или 81% от общего их состава [9,с.61.].

В средних специальных учебных заведениях республики уделялось серьезное внимание организации методической работы, обобщенной пропаганде опыта передовых педагогов.

В годы седьмой и восьмой пятилеток усилился контроль над работой сельскохозяйственных техникумов, оказывалась помощь в организации учебно-методической работы, изучался и обобщался опыт работы передовых учебных заведений, преподавателей.

В политехническом техникуме методическая работа была направлена на организацию обмена опытом педагогической работы, повышению квалификации преподавателей, улучшению учебно-воспитательного процесса повышению качества подготовки специалистов. Особое внимание уделялось оказанию помощи молодым педагогам, повышению их методического уровня.

Руководство техникума наладило обмен опытом работы преподавателей с другими средними специальными учебными заведениями города. Преподаватели учебного заведения регулярно выезжали в техникумы городов: Баку, Грозного, Ростова-на-Дону и др.

Вторая половина 70-х годов явилась периодом восстановления и дальнейшего развития среднего специального образования в Дагестане. В эти десятилетия были достигнуты значительные позитивные результаты в расширении их сети, увеличении профиля специальностей, по которым готовились кадры средней квалификации.

Педагогические коллективы техникумов развернули целенаправленную работу по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и улучшению подготовки педагогических кадров в республике.

В 70-е годы роль науки в обществе возросла, она превращалась в непосредственную производственную силу.

К 80-м годам в Дагестане была создана значительная материальная и интеллектуальная база науки: функционировали Дагестанский филиал АН СССР и 16 отраслевых научно-исследовательских учреждений. В научных учреждениях и вузах трудилось более 2800 ученых, в их числе 123 доктора и 1303 кандидата наук [10,с.69.].

За десять лет (1980-1990 гг.) в учебных заведениях Дагестана подготовлено около 100 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованиями. В учебных заведениях профтехобразования за 5 лет (1980-1985гг.) подготовлено и направлено в различные отрасли образования около 40 тыс. молодых квалифицированных выпускников, в том числе более 30 тыс. со средним образованием [11,с.58].























Библиография

  1. ЦГА РД. Ф. 352-р. Оп. 24. Д. 69. Л. 10.

  2. Исмаилов А.Р. Система преподавания истории в образовательных учреждениях республики Дагестан: опыт, проблемы. Махачкала, 2007.

  3. Советский Дагестана за 45 лет: статистич. сб. Махачкала, 1965.

  4. ЦГА РД. Ф.34-р. Оп.30.Д.85.Л.27.

  5. ЦГА РД. Ф.34-р. Оп.30.Д.121.Л.33.

  6. ЦГА РД. Ф.168-р. Оп.52.Д.73.Л.286.

  7. ЦГА РД. Ф.168-р. Оп.25.Д.84.Л.52.

  8. Каймаразов Р.Ш. Подготовка специалистов с высшим и средним образованием в Дагестане в 1951-1965 гг. (опыт, проблемы) //Вопросы новой и новейшей истории Дагестана. сб. статей. – Махачкала, Вып. 2.1968.

  9. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971.

  10. Коллективная монография / под редакцией Адухова М.Д. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. – Махачкала, 2012.

  11. Исмаилов А.Р., Амирова З.М. История Дагестана XX-начало XXI вв. – Махачкала, 2005.