Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Аннотация. Статья посвящена росту образовательного и профессионального уровня педагогических кадров Дагестана в 1960-1990 гг. ХХ века. Авторы статьи рассматривают вопросы подготовки квалифицированных специалистов высшего и среднего образования в республике.
Annotation. The article is devoted to the growth of educational and professional level of the teaching staff of Dagestan in the 1960-1990. Twentieth century. The authors consider the issues of training of qualified specialists with higher or secondary education in the Republic.
Ключевые слова: образование, школа, педагогические кадры, училища, техникумы.
Keywords: education, school, teaching staff, schools, technical schools.
В декабре 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в стране». Этот закон положил начало первой крупной послевоенной школьной реформы. В соответствии с законом, главные задачи перед школой выдвигались при подготовке подрастающего поколения к жизни, к полезному труду, дальнейшему повышению уровня общего образования, подготовке образованных, хорошо знающих основы наук людей [1].
В 1960 г.в Дагестане функционировали 27 техникумов и других средних специальных учебных заведений. Во всех этих учебных заведениях обучалось 10800 человек. Выросло и число студентов в высших учебных заведениях.
Планомерное расширение подготовки собственных квалифицированных кадров, а также увеличение количества специалистов высшей и средней квалификации, присылаемых из других регионов страны, привели к большим изменениям в составе интеллигенции.
Из года в год расширялась сеть профтехучилищ, увеличивался их контингент. В 1961 г. в республике имелось 11 профессионально-технических заведений с числом учащихся 2,5 тысячи (в 2,5 раза больше, чем в 1940 г.) [2,с.52.].
В 1963-1965 учебных годах в республике насчитывалось – 1555 школ, в которых обучалось 237365 учащихся [3,с.8.].
После принятия Закона о школе большое внимание обращалось подготовке педагогических кадров.
За три года перестройки работы школ в республике проделана некоторая работа, которая способствовала улучшению качественного состава учительских кадров.
За последние три года увеличилось количество учителей с высшим образованием на 772 человека, со средним – на 706 человек. В то же время уменьшилось количество учителей с незаконченным высшим образованием на 365 человек, не имеющих педагогического образования – на 343 человек [4].
Определенная работа по подготовке учительских кадров из коренных народностей Дагестана проводилась как внутри республики, так и за ее пределами. Значительно был увеличен прием в педагогические училища, женский педагогический институт и факультеты Дагестанского государственного университета.
Была проделана работа с отделами народного образования и институтом усовершенствования учителей по переподготовке и повышению квалификации работающих учителей.
Для обеспечения школ республики учительскими кадрами в 1962-1963 учебном году требовалось 574 учителя для начальных классов и 817 учителей для старших классов. Дагестанский государственный университет и женский педагогический институт выпустил 359 специалистов, а из шести педагогических училищ были выпущены свыше одной тысячи учителей для начальных классов [5].
Значительно возрос прием, как в педагогический институт, так и на педагогические факультеты Дагестанского государственного педагогического университета, а также в педучилища Дагестана. Кроме того, Министерство просвещения РСФСР разрешило педагогическим высшим учебным заведениям Северного Кавказа ежегодно принимать по 200 юношей и девушек из Дагестана вне конкурса. Эти меры позволили укрепить школы республики более квалифицированными педагогическими кадрами. Только за 1962-1964 годы средние и высшие педагогические учебные заведения Дагестана выпустили свыше трех тысяч учителей. В 1965 году в средних и высших педагогических учебных заведениях Дагестана и Северного Кавказа обучалось 3745 юношей и девушек из Дагестана. В первой половине 60-х годов значительное количество учителей республики повысило свою квалификацию на курсах Института усовершенствования учителей [6].
Как было уже отмечено, 60-е годы характеризовались существенным увеличением контингента обучающихся в средние специальные учебные заведения республики. С учетом этого обстоятельства были увеличены штаты преподавателей в них.
Общая численность преподавателей средних специальных учебных заведений Дагестана за годы седьмой и восьмой пятилеток (1961-1970) значительно выросла. Так, если в начале 1960-1961 учебного года в них насчитывалось 732 преподавателя, то в начале 1970-1971 учебного года – 1406 человек или почти двукратное увеличение.
Нарастающие позитивные изменения в подготовке кадров высшей квалификации, благоприятно отразились на качественном составе педагогических кадров средних специальных учебных заведений Дагестана. В их составе в 60-е годы существенно возросла доля педагогов с высшим законченным образованием. Из 168 преподавателей сельскохозяйственных техникумов республики в 1970-1971 учебном году 153 имели высшее образование и 115 – стаж педагогической работы свыше 10 лет, что составило 68,4%, тогда как в 1964 -1965 учебном году всего 42,5% [7]. Это свидетельствовало о большой работе органов власти, руководства техникумов и стабильности состава педагогических коллективов средних специальных учебных заведений сельскохозяйственного профиля.
С 1964-1965 учебного года в Махачкалинском музыкальном училище число преподавателей с высшим образованием выросло на 36 человек и в 1969-1970 учебном году достигло 75 человек (76,5%). В художественном училище в 1964-1965 учебном году насчитывалось 16 преподавателей (69,5 %) с высшим образованием.
В 1970-1971 учебном году их число составило 22 человека (78,5%). Всего к началу этого учебного года в средних специальных учебных заведениях республики 1211 (86,1%) педагогов имели высшее образование, что на 639 человек больше по сравнению с началом 1960-1961 учебного года [8,с.101.].
В 70-е годы число преподавателей средних специальных учебных заведений выросло почти в 2 раза. К концу 70-х годов число преподавателей, имеющих педагогический стаж 5 и более лет, достигло 1139 или 81% от общего их состава [9,с.61.].
В средних специальных учебных заведениях республики уделялось серьезное внимание организации методической работы, обобщенной пропаганде опыта передовых педагогов.
В годы седьмой и восьмой пятилеток усилился контроль над работой сельскохозяйственных техникумов, оказывалась помощь в организации учебно-методической работы, изучался и обобщался опыт работы передовых учебных заведений, преподавателей.
В политехническом техникуме методическая работа была направлена на организацию обмена опытом педагогической работы, повышению квалификации преподавателей, улучшению учебно-воспитательного процесса повышению качества подготовки специалистов. Особое внимание уделялось оказанию помощи молодым педагогам, повышению их методического уровня.
Руководство техникума наладило обмен опытом работы преподавателей с другими средними специальными учебными заведениями города. Преподаватели учебного заведения регулярно выезжали в техникумы городов: Баку, Грозного, Ростова-на-Дону и др.
Вторая половина 70-х годов явилась периодом восстановления и дальнейшего развития среднего специального образования в Дагестане. В эти десятилетия были достигнуты значительные позитивные результаты в расширении их сети, увеличении профиля специальностей, по которым готовились кадры средней квалификации.
Педагогические коллективы техникумов развернули целенаправленную работу по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и улучшению подготовки педагогических кадров в республике.
В 70-е годы роль науки в обществе возросла, она превращалась в непосредственную производственную силу.
К 80-м годам в Дагестане была создана значительная материальная и интеллектуальная база науки: функционировали Дагестанский филиал АН СССР и 16 отраслевых научно-исследовательских учреждений. В научных учреждениях и вузах трудилось более 2800 ученых, в их числе 123 доктора и 1303 кандидата наук [10,с.69.].
За десять лет (1980-1990 гг.) в учебных заведениях Дагестана подготовлено около 100 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованиями. В учебных заведениях профтехобразования за 5 лет (1980-1985гг.) подготовлено и направлено в различные отрасли образования около 40 тыс. молодых квалифицированных выпускников, в том числе более 30 тыс. со средним образованием [11,с.58].
Библиография
ЦГА РД. Ф. 352-р. Оп. 24. Д. 69. Л. 10.
Исмаилов А.Р. Система преподавания истории в образовательных учреждениях республики Дагестан: опыт, проблемы. Махачкала, 2007.
Советский Дагестана за 45 лет: статистич. сб. Махачкала, 1965.
ЦГА РД. Ф.34-р. Оп.30.Д.85.Л.27.
ЦГА РД. Ф.34-р. Оп.30.Д.121.Л.33.
ЦГА РД. Ф.168-р. Оп.52.Д.73.Л.286.
ЦГА РД. Ф.168-р. Оп.25.Д.84.Л.52.
Каймаразов Р.Ш. Подготовка специалистов с высшим и средним образованием в Дагестане в 1951-1965 гг. (опыт, проблемы) //Вопросы новой и новейшей истории Дагестана. сб. статей. – Махачкала, Вып. 2.1968.
Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971.
Коллективная монография / под редакцией Адухова М.Д. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. – Махачкала, 2012.
Исмаилов А.Р., Амирова З.М. История Дагестана XX-начало XXI вв. – Махачкала, 2005.