Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Роль учебной дисциплины «Иностранный язык» в воспитательном процессе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Чернякова Евгения Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2021»  (ноябрь, 2021)
Количество просмотров статьи: 482
Показать PDF версию Роль учебной дисциплины «Иностранный язык» в воспитательном процессе

Чернякова Евгения Анатольевна

Воспитательные возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» заключены в нескольких ее составляющих: содержании используемых в учебном процессе материалов, методической системе обучения и в самой личности преподавателя и его межличностных отношениях со студентами.

Коммуникативная компетенция как конечный результат практической подготовки предполагает усвоение внеязыковой информации, необходимой для общения и взаимопонимания. Лингвострановедческий характер материалов важен для понимания ценностей национальной культуры и усвоения определенных сведений о культуре страны изучаемого языка.

В практической работе со студентами неязыковых специальностей обеспечиваются следующие способы усвоения лингвострановедческой информации:

1. Тематический, когда значимые сведения об истории, географии, государственном строе, культуре и других сферах жизни стран изучаемого языка систематизируются по соответствующим темам («Страна изучаемого языка», «Традиции и обычаи англоязычных стран», «Высшее образование в мире», «Столица страны изучаемого языка», «Политическая система Великобритании и США» и другие).

2. Филологический, при котором лингвокультурологическая информация извлекается из самих иноязычных структур — слов, словосочетаний, текстов, произведений художественной литературы. Это обеспечивается с помощью аутентичных материалов (оригинальных текстов, аудиозаписей, учебных видеофильмов, роликов Youtube, статей с аутентичных сайтов, постов Instagram, Facebook).

Языковое оформление аутентичных учебных материалов отражает культуру страны изучаемого языка, безэквивалентные, коннотативные лексические единицы, узуальные формы речи, а также невербальные языки жестов, мимики и повседневного поведения, сленг.

3. Комбинированный способ, сочетающий первые два при изучении функционирования языка в естественной среде, речевого и неречевого поведения носителей языка в разных ситуациях общения, раскрывающих особенности поведения, связанные с обычаями, традициями, социальной структурой общества, этнической принадлежностью (художественные фильмы, встречи с носителями языка, неформальное онлайн общение со сверстниками).

Таким образом достигается воспитательная цель, так как вместе с языком усваиваются культурно-этические нормы поведения, свойственные культурным носителям языка, правила и нормы речевого поведения.

Обучение иностранному языку, построенное на коммуникативной основе с ориентацией на личность студента, позволяет формировать у него широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, и выступает в качестве мощного механизма личностного развития студентов. На занятиях по иностранному языку мы обучаем общению, которое по самой своей сути — личностно, поскольку студенты высказывают своё мнение, своё отношение к предмету общения. Именно эта личностная направленность и является каналом воспитательного воздействия.

Коммуникативная методика предусматривает воспитание речевого коллектива и, соответственно, коллективизма, как одного из важнейших моральных качеств человека. Коммуникативное обучение предполагает решение ряда речемыслительных задач, что развивает способности и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, мышление, внимание, память и т. д.

Сочетание личностной направленности общения и коллективных форм учебного речевого взаимодействия поднимает культуру общения участника коммуникации на новый уровень, при котором развивается терпимость к собеседнику, появляется уважение к культуре партнёра по общению, исчезает стереотипное мышление по отношению к представителям другого народа и культуры, развиваются практические умения работать в группе, формируется навык организации своей учебной деятельности посредством освоения системы универсальных учебных действий.

Моделирование ситуаций реального общения и создание психологической и языковой готовности к общению осуществляется с помощью создания на занятиях речевого взаимодействия, которое в методике называют интерактивностью. Она предполагает объединение, координацию, взаимодополнение усилий студентов для реализации коммуникативной задачи иноязычными речевыми средствами.