Евразийский
научный
журнал

Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственных качеств школьников начального образования.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мищенко Елена Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 2845
Показать PDF версию Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственных качеств школьников начального образования.

Мищенко Елена Николаевна

Книги о природе являются своеобразной базой знаний о ней. На основе этих книг идет развитие представлений ребенка о том, каким должно быть отношение к окружающему миру. Познавая мир с помощью природоведческой книги, ребенок может познакомиться со многими важными для него аспектами жизни.
В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей, которые в своих произведениях учат детей не только видеть красоту природы, но и бережно к ней относиться.

Главная тема творчества М.М. Пришвина - человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние. Его рассказы способны пробудить и развить лучшие качества человека, которые будут необходимы ему в жизни. Читая их, младшие школьники расширяют свой кругозор, получают информацию, которая может содержать события, фактически сходные с ситуациями, которые могут помочь им в реальной жизни.

М.М. Пришвин воспринимает природу как писатель и как ученый. Его наблюдения отличаются достоверностью, зоркостью взгляда; у него нет случайных слов - каждое выверено и взвешено. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина - он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник, искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребенка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивленными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми. Младшим школьникам свойственна подражательность, в силу которой они заимствует образы поведения, легко поддаются внешним влияниям. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Своими произведениями М.М. Пришвин воспитывает у детей любовь к природе, формирует бережное отношение к окружающему мир. Его рассказы познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать все, что их интересует. Переживания детства предстают перед читателем «через посредство охоты».

Говоря о М.М. Пришвине, что он охотник, следует отметить его же выражение: «После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружье в моей охоте не обязательно. Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался» [6]1. Таким образом, Пришвин был охотником за наблюдениями. В рассказах М.М. Пришвин дает точные реальные образы, при этом каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.

В зарисовке «Жаркий час» показана удивительная картина ранней весны - пробуждение леса. Мы воспринимаем слова как уже привычную метафору: «лес пробудился, птички запели, подснежники полезли». Пришвин показывает этот процесс реалистически, буквально: всю зиму деревья пригибались к земле под тяжестью снега, и вот пришел жаркий час. Это час, когда «снег заметно подтаивает и в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и закачается. А как раз под этой елкой ... спит заяц. В страхе он встает и прислушивается: веточка не может сама собой шевельнуться... Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула... И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелиться, весь лес пошел. И мечется обезумевший заяц, и встает всякий зверь, и птица улетает из леса». Никогда не приходилось читать такого описания весеннего леса! Действительно, страшно, действительно, «жаркий час».

Особенно близкой детям является идея писателя о единстве человека и природы. Так в рассказе «Этажи леса» автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определенном этаже, так птицы и звери живут каждый на своем этаже. Но если люди без труда могут спуститься на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: «Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети... Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней березы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж». Только тогда гаечки нашли своих птенцов. При чтении произведений М.М. Пришвина у детей формируется представление о добре и зле.

Произведения М. Пришвина можно изучать не только на уроках литературного чтения, но и на уроках изобразительного искусства. У писателя очень много зарисовок о природе, например, «Деревья в лесу»: «Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что - и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет». Прочитав такую зарисовку на уроках знакомства с понятием «пейзаж», учитель поможет детям живо представить зимний лес и изобразить его. Таких зарисовок у М.М. Пришвина очень много: «Рябина краснеет», «Первый мороз», «Силач», «Осинкам холодно», «Осень», «Анютины глазки» и многие другие. Писатель так точно и умело описывает то или иное явление, что педагогу ничего и не надо придумывать нового. Очень полезными дополнениями к урокам чтения по произведениям М.М. Пришвина могут стать экскурсии и прогулки по настоящему лесу или парку, поскольку именно общение с живой природой поможет закрепить в учениках впечатления от прочитанных произведений.

Дети учатся по-настоящему видеть и слышать природу. При этом происходит интересное, живое общение учителя и учеников, детям не удается заскучать, ведь то, о чем им говорит учитель, на прогулке они могут потрогать своими руками, увидеть и пережить сами. Именно таким образом и закладывается начало формирования жизненного опыта у детей. И для нас особо ценно то, что формирование такого опыта происходит с помощью рассказов М.М. Пришвина.