Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Гуд Валентина Гавриловна
ст. преподаватель
кафедра теории и практики английского языка
УО «ГГУ им Ф. Скорины»
г.Гомель, Беларусь
E-mail: gud_valentina@mail.ru
Вильковская Елена Владимировна
преподаватель
E-mail: elena.vilkovskaya@gmail.com
В настоящее время современное белорусское образование все больше характеризуется использованием информационных, мультимедийных, компьютерных и инновационных образовательных технологий и методов, которые успешно и эффективно реализуются в образовательном процессе одновременно с традиционными формами обучения. Среди нетрадиционных форм обучения одно из ведущих мест занимает обучение, предполагающее организацию учебного процесса с помощью компьютерных технологий и Интернета. Обучение с использованием Интернета раздвигает горизонты познания в учреждениях среднего и высшего образования, благодаря тому, что глобальная сеть обладает мощнейшими возможностями для переписки и коммуникации (электронная почта, многочисленные социальные сети и чаты); позволяет беспрепятственно использовать мировые информационные ресурсы и справочные системы и является тем самым средством, без которого жизнь современного человека была бы не столь насыщенной. А для изучения иностранных языков Интернет дает доступ ко многим базам аутентичных материалов, пособий, учебников и он-лайн курсов. Появляется не только возможность доступа к программам, разработанным специально под языковую среду, в которой находится обучающийся, но и к ресурсам иной языковой среды, что улучшает и ускоряет изучение иностранного языка.
Становится очевидно, что в настоящее время на уроке иностранного языка трудно обойтись без технических средств обучения. Трудно переоценить те плюсы, которые дает использование аудио- и видеоматериалов на уроке иностранного языка. В настоящее время любому специалисту в области языка (начинающему или опытному) важно уметь работать с компьютером, пользоваться Интернетом для подготовки различных раздаточных материалов, презентаций, индивидуальных домашних заданий, выполнения тестовых заданий, поиска информации на заданную тематику и обучения различным видам учебной деятельности в области языка и т. д. [1, с.
Сеть Интернет предлагает множество различных учебников, методических пособий и разработок, как для обучающихся, так и для специалистов в области английского языка. Существуют специальные программы и приложения для обучения английскому языку, которые различаются по уровню сложности и формату и предназначены для применения, как на практических занятиях, так и при выполнении управляемой самостоятельной работы дома, внеаудиторной работы и он-лайн обучения при посещении дистанционных курсов.
С точки зрения организации интересного практического занятия по специальным дисциплинам языкового факультета (практика устной и письменной речи, дискурсивная практика, функциональная грамматика, страноведение и др.), просторы Интернета изобилуют новыми приложениями, которые послужат мотивационной базой и вызовут интерес к изучению языка.
Рассмотрим некоторые Интернет-приложения с точки зрения предоставляемых возможностей в обучении английскому языку в современной высшей школе. Эти приложения могут быть полезны как преподавателям на занятиях по английскому языку, так и студентам для самостоятельного изучения языка и овладения иноязычными видами речевой деятельности.
Приложение Nearpod — самое популярное приложение среди учеников и учителей в современной школе. Если преподавателю трудно каждый раз делать урок интересным и познавательным для обучающихся, то это приложение по праву можно назвать палочкой-выручалочкой в методической копилке лингвиста.
Во-первых, приложение Nearpod имеет множество готовых интерактивных уроков для разных уровней. Во-вторых, это приложение позволяет добавлять ссылки, видео, картинки. В-третьих, загрузив готовую презентацию, в нее можно добавлять тесты и вопросы для тестирования с выбором вариантов ответа. Обучающиеся получают информацию на свои устройства: на планшет или телефон. Для работы этого приложения потребуется всего лишь подключение к интернету или сети Wi-fi в высшем учебном заведении.
Приложение Kahoot! — это относительно новое приложение на просторах сети Интернет. Это приложение можно применять для создания тематических тестов и викторин. Можно так же устроить опрос знаний среди студентов. Это позволит сэкономить время. Приложение позволяет использовать картинки и видеоматериалы. Для применения этого приложения понадобиться планшет, компьютер или телефон. Если преподаватель захочет оценить знания студентов по пройденным грамматическим или лексическим темам, он может ввести баллы за каждый правильный ответ и в конечном итоге общее количество баллов каждого студента будет отображаться на компьютерном столе преподавателя.
Следующая программа, о которой стоит упомянуть — это Explain Everything. Это приложение больше подходит для начального этапа изучения английского языка как второго иностранного языка, когда студенты еще только знакомятся с английским языком и его культурой. С помощью приложения можно создавать различные рисунки с использованием палитры цветов. Приложение дает возможность использования фотографий, видео, использование PDF и PPT форматов, DOC и XLS программ. Для создания слайдов в помощь учителю предлагаются лазерные указки, а также применение функций вращения и перемещения объектов, изменения размеров фигур и текста, копирования и вставки объектов. Для пользования приложением Explain Everything не потребуется регистрация и создание аккаунта.
Если обычный способ введения лексического материала и проверки лексики по пройденной теме утомляет обучаемых, приложение Quizlet поможет с помощью карточек тренировать вокабуляр, проверять знания студентов по лексическим темам и играть в игры при проведении занятий по таким дисциплинам как практика устной и письменной речи, дискурсивная практика, профессиональное общение.
В этом приложении преподаватель может позаимствовать учебные модули, созданные другими пользователями и редактировать их на свое усмотрение либо создавать свои модули с материалами тестов или других заданий, которые будут нужны при проведении занятий. Так как не только учащиеся, но и студенты любят игры — это отличный способ заинтересовать их и мотивировать к изучению лексического материала.
Современные Интернет-ресурсы предоставляют доступ к многочисленным зарубежным журналам и газетам. Наиболее популярным на просторах Интернета является сайт British Council, который является многофункциональной площадкой для изучения английского языка, включающий в себя такие программы как British Council: Podcasts и British Council: Johnny Grammar.
Приложение British Council: Podcasts содержит в себе видео и аудиозаписи, сделанные в виде интервью и радиовещательных программ для формирования, развития и совершенствования аудитивных навыков. Помимо этого, приложение предлагает сборник упражнений, который можно использовать при начальном и среднем уровне владения языком.
Название второго приложения British Council: Johnny Grammar говорит само за себя. Это приложение направлено на формирование, развитие и совершенствование грамматических навыков на любом уровне обучения языку: от начального до продвинутого по темам «Еда», «Хобби», «Окружающая среда», «Свободное время» и т. д. Это приложение поможет избежать самых распространенных ошибок в грамматике. За каждый правильный ответ обучающемуся дается один балл. Наибольшее количество баллов — показатель сформированности грамматических навыков.
Таким образом, на занятиях по основным специальным дисциплинам языкового факультета с помощью сети Интернет решается целый ряд дидактических задач, связанных с формированием, развитием и совершенствованием умений чтения, говорения, аудирования и письменной речи; возможностью пополнения словарного запаса; формированием мотивации для изучения английского языка на продвинутом уровне.
Итак, рассмотрев данные приложения, можно сделать первый вывод о том, что Интернет-ресурсы стали уже неотъемлемой частью обучения иноязычному общению, так как предоставляют много возможностей для повышения качества преподавания и создания стимулов к обучению английскому языку. Во-вторых, Интернет-приложения являются отличным помощником в организации учебного процесса, а именно в обучении различным видам иноязычной речевой деятельности, таким как аудирование, говорение, чтение и даже письменная речь. В-третьих, с помощью такого рода приложений студенты могут развивать навыки аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
Литература
1. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е.Н. Соловова. З-е изд. — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. — 238 с.