Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Роль и функции конституции в современном мире

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Цамаев Рахман Рамзанович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2017»  (январь, 2017)
Количество просмотров статьи: 7217
Показать PDF версию Роль и функции конституции в современном мире

Цамаев Рахман Рамзанович,
студент 3-го курса
Чеченского Государственного Университета,
г. Грозный
E-mail: crahman@mail.ru

Конституция (от лат. constitutio — установление) — особый юридический документ, основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.

Первые представления о конституции разрабатывались еще в Древней Греции (в частности, Аристотелем) и были связаны, в основном, с вопросами о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости. Самые ранние конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова появились в XVII-XVIII вв. в США и Европе, когда идеи эпохи Просвещения о высшей ценности личных прав и свобод гражданина логично вылились в представления о необходимости ограничения абсолютной власти и подчинения «государственного Левиафана» неким заданным правилам. Совокупность этих воззрений лежит в основе философской и политической концепции конституционализма.

Первая писаная Конституция появилась в 1787 г. в США. 3 мая 1791 г. была принята Конституция Польши (считается старейшей в Европе), а в сентябре 1791 г. — Конституция Франции.

В России первая Конституция вступила в силу 23 апреля 1906 году, будучи октроированной императором Николаем II. Но писаные конституционные проекты появились в тот же период, что в США и Европе, — в последней четверти XVIII века. Известен, например, конституционный проект графа Никиты Ивановича Панина, переданный после его смерти императору Павлу I (годы правления — 1796- 1801).

В настоящее время в мире действует около 200 конституций государств и примерно 300 конституций (уставов) субъектов федераций и автономных образований. Лиссабонский договор (заменил не вступившую в силу Конституцию Европейского Союза) утвердили 28 государств — членов Европейского Союза.

Писаных конституций нет в Великобритании, Новой Зеландии, где действуют судебный прецедент, правовой обычай и отдельные нормативные акты (часто в судебной интерпретации), а также в Израиле, чья фактическая конституция основана на Декларации независимости, корпусе Основных и иных законов государства, тех же судебных прецедентах и т.н. «ценностях наследия еврейского народа».

Для юриста в общем виде смысл и значение конституции определяется следующими ее функциями:

Учредительная Регулятивная функция — конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы и непосредственно регулирует основополагающие государственно-правовые отношения.

Охранительная функция — конституционные нормы направлены на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.

Целеполагающая функция — заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства, моделей желаемого будущего.

Конституция, несомненно, обладает мощным идеологическим потенциалом и оказывает самое непосредственное влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей, является основой идеологической самоидентификации государства, что имеет большое значение для его позиционирования на международной арене и внутри страны.

Правоведы также различают конституцию юридическую и фактическую.

Юридическая конституция — это должный, установленный принципами и нормами действующей конституцией порядок.

Фактическая конституция — это реально существующая система общественных отношений и институтов, «материализованный» Основной закон.

В случае, когда наблюдается сильный разрыв, дисбаланс фактической и юридической конституции, говорят о конституционном кризисе, который означает невозможность дальнейшего нормального функционирования конституционной системы без радикального изменения и обновления всех ее институций. Выходом в такой ситуации является создание новой конституционной системы, основой которой должен стать обновленный Основной закон, способный привести в соответствие юридическую и фактическую конституции, прекратить дестабилизацию и разрушение общества.

Несмотря на то, что политические и социально-экономические реформы начались в России более двух десятилетий назад, масштабная трансформация еще далеко не завершена. Более того, наступил новый этап модернизации страны. Поскольку речь идет о глубоком изменении самих принципов, на которых основывается устройство государства и общества, то конституционное право сегодня, как и в конце 1980-х — начале 1990-х годов, объективно оказывается на переднем крае общественно-политических процессов современности.

Литература:

  1. Глущенко П. П. Конституционное право России; Питер — Москва, 2013. — 320 c.
  2. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 622 с.