Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Роль государства в финансовой сфере страны

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Гребнева Анастасия Владимировна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2017»  (ноябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1763
Показать PDF версию Роль государства в финансовой сфере страны

Гребнева Анастасия Владимировна
магистрант 3 курса,
АОЧУ ВО
«Московский финансово юридический
университет МФЮА»

Ключевые слова: финансовая система; финансовые ресурсы; государственный бюджет; принципы формирования финансовой системы; кредитная система; методы финансовой деятельности; налоговые платежи; бюджетное планирование.

Аннотация: в данной статье исследуется зависимость граждан от государственных и муниципальных финансов, как сферы финансовой системы Российской Федерации. Так же рассмотрена эффективность бюджетной политики и сегодняшние проблемы данной сферы.

Государство обеспечивает создание условий для существования рыночной экономики, создаёт определенного рода правила игры. Такие правила определяются с помощью правовых норм, законов, подзаконных актов, регламентов. Все данные правила создают благоприятные условия развития рыночной экономики в целом, так и финансовой системы государства в частности.

Опыт экономической деятельности человечества доказывает неопровержимый факт — эффективной может быть только инновационная экономика.

Поэтому вопрос использования инноваций в экономической деятельности часто рассматривался в трудах ученых, в том числе: Й. Шумпетера, Г. Олевского, Н. Гоффе, И. Цапенко, Н. Иванова, И. Кириченко, И. Онищенко, А. Чемериса, Н. Парасюка, О. С. Шнипко, М. П. Денисенко, В. П. Хамчука, Н. П. Мешкова, В. Бортницкого, В. М. Шавшукова, Л. Ф. Лебедевой, А. Ю. Давыдова и др.

При этом большой научный и практический интерес представляет исследование роли государства в развитии инновационной экономики. Целью статьи является анализ роли государства в развитии инновационной экономики в разных странах мира, которая в основном выражается в стимулировании научных исследований и повышении научного потенциала стран, усилении связи между наукой и производством, поддержке инновационных предприятий и отраслей экономики.

В условиях современного научно-технического прогресса фундаментальные научные исследования и внедрение их результатов в производство в значительной степени способствуют развитию экономики стран мира.

Например, лидер мировой экономики —Соединенные Штаты, — в 2015 г. экспортировали товаров на 1,5 трлн. долл., 90,8 % которых — высокотехнологичная продукция [1, с. 32].

Основой же экономического лидерства США является их первенство по наличию научных школ, по способности генерировать новые идеи и производить новый научный продукт.

Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что американские ученые получили наибольшее количество Нобелевских премий (35 % из всех награжденных ученых) [2, с. 8].

Учитывая зависимость эффективности национальной экономики от уровня ее инновационности, ведущие страны мира активизируют государственную поддержку научно-исследовательской деятельности и развития инновационной экономики.

Стратегически важным в этом отношении является разработка национальных программ развития науки и технологий, например:

— в США — A strategy for American Innovation: Driving Towards Sustainable Growth and Quality American Recovery and Reinvestment Act;

— в Германии — High-tech Strategy 2020;

— в Великобритании — Science and Innovation Investment Framework;

— в Японии — New Growth Strategy;

— в Китае — Medium- and Long-term National Plan for Science and Technology Development и др. [3, с. 22].

Однако, научные исследования (особенно фундаментальные) требуют значительных финансовых затрат, поэтому государственная поддержка в их финансировании приобретает большое значение.

Так, доля государственных расходов на фундаментальные научные исследования в настоящее время составляют: в Германии 27–28 %, Великобритании — 30 %, Франции — 40 %, Китае — 25 %, Бразилии — 53 %, Индии — 66 % [3, с. 21].

При этом финансирование всех разработок и нововведений, например в США осуществляется в пропорции: 35 % — из федерального бюджета; 60 % — за счет собственных средств компаний; 5 % — из бюджета штатов и органов местного самоуправления. Финансирование сосредоточено на приоритетных технологических и отраслевых направлениях.

Так, 75 % научно-исследовательских работ в аэрокосмической промышленности осуществляются за счет государственных ассигнований. Университеты, колледжи и частные негосударственные организации участвуют в финансировании научно-исследовательских работ на уровне 5–6 % [4, с. 22].

В Японии доля частных инвестиций в инновации составляет 80 % и только 20 % финансирует правительство Японии. Основная часть бюджетного финансирования приходится на университеты и государственные научные организации. Приоритетное направление бюджетного финансирования — это фундаментальные научные исследования.

Кроме того, значительное развитие получили непрямые формы государственного финансирования инновационного бизнеса [4, с. 23]. В странах Западной Европы в системе государственного финансирования научных исследований объединяются как прямые, так и непрямые формы (налоговые льготы, льготный правительственный кредит, амортизационные списания).

Такой тип поддержки активно используется во Франции, Австрии, Швеции и других странах Европы. При этом особое внимание уделяется созданию и развитию малых инновационных компаний [4, с. 22].

В целом, в международной практике выработан широкий спектр механизмов государственной поддержки инноваций, ориентированных на различные категории субъектов инновационной деятельности, включая образовательные учреждения, исследовательские институты и лаборатории, крупные национальные корпорации, малый и средний бизнес (в том числе и венчурный).

Наиболее распространенными средствами стимулирования инновационных процессов в разных странах мира являются [5, с. 124–125]:

1) в США: — изъятие расходов на научно-исследовательские работы, связанных с основной производственной и торговой деятельностью, из суммы дохода, который облагается (до 20 % расходов);

2) в Великобритании: — уменьшение налога на прибыль для венчурных фирм (обычный налог на прибыль составляет 35 %, а для венчурных фирм — 25 %); — наличие системы страхования средств, предоставляемых венчурным фирмам (государство гарантирует возврат 70 % среднесрочных займов, предоставляемых на срок от двух до семи лет);

3) в Германии: — дотации на повышение квалификации научно-исследовательского персонала; — целевые безвозмездные субсидии предприятиям, которые осваивают новые технологии; — компенсации расходов на техническую экспертизу проектов, оценку возможностей патентования результатов научных исследований; — льготные кредиты малым фирмам, которые вкладывают средства в модернизацию предприятия, освоения выпуска новых товаров, а также предпринимают меры по рациональному использованию энергии;

4) во Франции: — государственные дотации организациям, которые занимаются научно-исследовательской работой по контракту (до 50 % суммы затрат на проведение работ по заказу малых и средних предприятий); — субсидии малым и средним предприятиям;

5) в Японии: — снижение налога на прибыль венчурных предприятий с 42 % до 30 %; — предоставление налоговой скидки на частные инвестиции в научно-исследовательские работы.

Чрезвычайно важной является законодательная поддержка государства как организации научно-исследовательской деятельности, так и использования ее результатов. Например,в Соединенных Штатах коммерциализацию результатов научно-исследовательских работ регулируют более 20 законов и указов президента США, которые обеспечивают баланс интересов частных компаний-потребителей научно-исследовательской деятельности и конструкторских разработок, университетов и государства как основного инвестора НИОКР [4, с. 22].

Особого внимания заслуживает государственная поддержка малого инновационного бизнеса. В большинстве стран ему отводится ключевая роль в инновационном процессе.

По данным Национального исследовательского бюро США, малые фирмы за последние 20 лет создали в четыре раза больше научно-технических нововведений на 1 доллар, по сравнению с большими компаниями (до 1000 работников) и в 24 раза больше, чем большие корпорации [6, с. 90].

Поэтому на поддержку малого инновационного предпринимательства в США ежегодно расходуется 5 млрд. долл. из государственных средств и 935 млн. долл. — из средств частного сектора [4, с. 22].

Во многих других странах, например в Португалии, Ирландии, Испании, Южной Корее, Канаде в малый инновационный бизнес вкладывается более 50 % всех средств, выделяемых правительством на поддержку научный исследований [3, с. 24].

Целесообразной можно считать практику создание государственных бизнес-инкубаторов и технопарков, которые оказывают зарегистрированным в них компаниям услуги (информационные, консультационные, правовые и др.) по льготным тарифам. Кроме того, фирмам-арендаторам здесь предоставляется льготное финансирование в соответствии с правительственными программами поддержки малого и среднего инновационного бизнеса. [7, с. 24].

Все это создает благоприятную среду развития малых инновационных фирм. Как свидетельствует практика США и западноевропейских стран ЕС, средняя выживаемость новых фирм, пользующихся услугами инкубаторов и технопарков составляет 80–90 %, что значительно выше аналогичных показателей предприятий, осуществляющих свою деятельность самостоятельно [3, с. 29].

Особое внимание в настоящее время уделяется исследованиям в сферах энергетики и энергосохраняющих технологий; создания новых материалов, новых полупроводниковых устройств; создания и применения искусственного интеллекта, а также запоминающих устройств с высокой степенью защиты информации; биотехнологии, оптоэлектроники, формирования новых медицинских устройств и способов диагностики.

Страны-лидеры экономического развития уделяют большое внимание поддержке не только отдельным предприятиям, внедряющим инновационные технологии, но и целым инновационным отраслям своей экономики: аэрокосмической, химической, электронного машиностроения и др. [8, c. 4–5].

Однако развитие научно-исследовательской деятельности и формирование инновационной экономики требует наличия соответствующих научных кадров, высококвалифицированных специалистов и рабочих. Одни из них генерируют инновационные идеи, другие — внедряют их в производство, занимаются рационализацией и усовершенствованием техники.

В связи с этим, следует подчеркнуть важную роль государства в создании и регулировании системы образования, в рамках которой происходит подготовка и постоянное повышение квалификации как научных работников, так и профессионалов в разных отраслях экономики.

Отметим, согласно Распоряжению Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

Одна из проблем сложившейся модели экономического роста заключается в том, что увеличение доходов населения, опережающее темпы роста валового внутреннего продукта, сопровождается усилением экономической дифференциации. Поэтому переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям.

Первое направление — развитие человеческого потенциала России.

Второе направление — создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику

Третье направление — структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития

Четвертое направление — закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов

Пятое направление — расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда

Шестое направление — переход к новой модели пространственного развития российской экономики [9, 28].

Анализ международной практики позволяет сделать вывод о важной роли государства в формировании и развитии экономики.

Государство создает фундамент инновационной экономики, а так же осуществляет поддержку развития инновационной экономики благодаря:

— разработке национальных программ развития науки и технологий;

— созданию и регулированию национальной системы образования, которая с одной стороны, является базой для проведения фундаментальных научных исследований, а с другой стороны, занимается подготовкой будущих научных работников, высококвалифицированных специалистов в различных сферах науки, техники, экономики, а также организует их последующее повышение квалификации;

— государственному финансированию фундаментальных научных исследований.

Таким образом, государство, укрепляя свой научный потенциал, способствует развитию национальной экономики на инновационной основе, что повышает ее конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве.

Библиографический список:

  1. Шавшуков В. М. «Смена караула» в глобальной экономике: оценка сценария. — США и Канада. Экономика. Политика. Культура. — 2014. — № 12 (516). — С. 23–38.
  2. Супян В. Б. США в мировой экономике: перспективы сохранения лидерства.— США и Канада. Экономика. Политика. Культура. — 2014. — № 7. — С. 3–15.
  3. Ерошкин А. Механизмы государственной поддержки инноваций: зарубежный опыт. — Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — № 10. — С. 21–29.
  4. Мустафин М. Финансовая инновационная деятельность— Финансовый рынок. — 2014. — № 1. — С. 22–25.
  5. Куценко Т. М. Современная экономика:право, экономика, финансы —2015. — № 2. — С. 123–129.
  6. Карпюк О. Инновационная экономика в глобальном мире —— 2015. — № 6. — С. 85–92.
  7. Лебедева Л. Ф. Позиции России и США в полицентричном мире: социально-экономический аспект. — США и Канада. Экономика. Политика. Культура. — 2015. — № 11 (515). — С. 3–13.
  8. Ерошкин А., Петров М. Новые тенденции взаимодействия развитых и развивающихся стран в инновационной сфере. — Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — № 12. — С. 3–14.
  9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489