Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Гребнева Анастасия Владимировна
магистрант 3 курса,
АОЧУ ВО
«Московский финансово юридический
университет МФЮА»
Ключевые слова: финансовая система; финансовые ресурсы; государственный бюджет; принципы формирования финансовой системы; кредитная система; методы финансовой деятельности; налоговые платежи; бюджетное планирование.
Аннотация: в данной статье исследуется зависимость граждан от государственных и муниципальных финансов, как сферы финансовой системы Российской Федерации. Так же рассмотрена эффективность бюджетной политики и сегодняшние проблемы данной сферы.
Государство обеспечивает создание условий для существования рыночной экономики, создаёт определенного рода правила игры. Такие правила определяются с помощью правовых норм, законов, подзаконных актов, регламентов. Все данные правила создают благоприятные условия развития рыночной экономики в целом, так и финансовой системы государства в частности.
Опыт экономической деятельности человечества доказывает неопровержимый факт — эффективной может быть только инновационная экономика.
Поэтому вопрос использования инноваций в экономической деятельности часто рассматривался в трудах ученых, в том числе: Й. Шумпетера, Г. Олевского, Н. Гоффе, И. Цапенко, Н. Иванова, И. Кириченко, И. Онищенко, А. Чемериса, Н. Парасюка, О. С. Шнипко, М. П. Денисенко, В. П. Хамчука, Н. П. Мешкова, В. Бортницкого, В. М. Шавшукова, Л. Ф. Лебедевой, А. Ю. Давыдова и др.
При этом большой научный и практический интерес представляет исследование роли государства в развитии инновационной экономики. Целью статьи является анализ роли государства в развитии инновационной экономики в разных странах мира, которая в основном выражается в стимулировании научных исследований и повышении научного потенциала стран, усилении связи между наукой и производством, поддержке инновационных предприятий и отраслей экономики.
В условиях современного научно-технического прогресса фундаментальные научные исследования и внедрение их результатов в производство в значительной степени способствуют развитию экономики стран мира.
Например, лидер мировой экономики —Соединенные Штаты, — в 2015 г. экспортировали товаров на 1,5 трлн. долл., 90,8 % которых — высокотехнологичная продукция [1, с. 32].
Основой же экономического лидерства США является их первенство по наличию научных школ, по способности генерировать новые идеи и производить новый научный продукт.
Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что американские ученые получили наибольшее количество Нобелевских премий (35 % из всех награжденных ученых) [2, с. 8].
Учитывая зависимость эффективности национальной экономики от уровня ее инновационности, ведущие страны мира активизируют государственную поддержку научно-исследовательской деятельности и развития инновационной экономики.
Стратегически важным в этом отношении является разработка национальных программ развития науки и технологий, например:
— в США — A strategy for American Innovation: Driving Towards Sustainable Growth and Quality American Recovery and Reinvestment Act;
— в Германии — High-tech Strategy 2020;
— в Великобритании — Science and Innovation Investment Framework;
— в Японии — New Growth Strategy;
— в Китае — Medium- and Long-term National Plan for Science and Technology Development и др. [3, с. 22].
Однако, научные исследования (особенно фундаментальные) требуют значительных финансовых затрат, поэтому государственная поддержка в их финансировании приобретает большое значение.
Так, доля государственных расходов на фундаментальные научные исследования в настоящее время составляют: в Германии
При этом финансирование всех разработок и нововведений, например в США осуществляется в пропорции: 35 % — из федерального бюджета; 60 % — за счет собственных средств компаний; 5 % — из бюджета штатов и органов местного самоуправления. Финансирование сосредоточено на приоритетных технологических и отраслевых направлениях.
Так, 75 % научно-исследовательских работ в аэрокосмической промышленности осуществляются за счет государственных ассигнований. Университеты, колледжи и частные негосударственные организации участвуют в финансировании научно-исследовательских работ на уровне
В Японии доля частных инвестиций в инновации составляет 80 % и только 20 % финансирует правительство Японии. Основная часть бюджетного финансирования приходится на университеты и государственные научные организации. Приоритетное направление бюджетного финансирования — это фундаментальные научные исследования.
Кроме того, значительное развитие получили непрямые формы государственного финансирования инновационного бизнеса [4, с. 23]. В странах Западной Европы в системе государственного финансирования научных исследований объединяются как прямые, так и непрямые формы (налоговые льготы, льготный правительственный кредит, амортизационные списания).
Такой тип поддержки активно используется во Франции, Австрии, Швеции и других странах Европы. При этом особое внимание уделяется созданию и развитию малых инновационных компаний [4, с. 22].
В целом, в международной практике выработан широкий спектр механизмов государственной поддержки инноваций, ориентированных на различные категории субъектов инновационной деятельности, включая образовательные учреждения, исследовательские институты и лаборатории, крупные национальные корпорации, малый и средний бизнес (в том числе и венчурный).
Наиболее распространенными средствами стимулирования инновационных процессов в разных странах мира являются [5, с.
1) в США: — изъятие расходов на научно-исследовательские работы, связанных с основной производственной и торговой деятельностью, из суммы дохода, который облагается (до 20 % расходов);
2) в Великобритании: — уменьшение налога на прибыль для венчурных фирм (обычный налог на прибыль составляет 35 %, а для венчурных фирм — 25 %); — наличие системы страхования средств, предоставляемых венчурным фирмам (государство гарантирует возврат 70 % среднесрочных займов, предоставляемых на срок от двух до семи лет);
3) в Германии: — дотации на повышение квалификации научно-исследовательского персонала; — целевые безвозмездные субсидии предприятиям, которые осваивают новые технологии; — компенсации расходов на техническую экспертизу проектов, оценку возможностей патентования результатов научных исследований; — льготные кредиты малым фирмам, которые вкладывают средства в модернизацию предприятия, освоения выпуска новых товаров, а также предпринимают меры по рациональному использованию энергии;
4) во Франции: — государственные дотации организациям, которые занимаются научно-исследовательской работой по контракту (до 50 % суммы затрат на проведение работ по заказу малых и средних предприятий); — субсидии малым и средним предприятиям;
5) в Японии: — снижение налога на прибыль венчурных предприятий с 42 % до 30 %; — предоставление налоговой скидки на частные инвестиции в научно-исследовательские работы.
Чрезвычайно важной является законодательная поддержка государства как организации научно-исследовательской деятельности, так и использования ее результатов. Например,в Соединенных Штатах коммерциализацию результатов научно-исследовательских работ регулируют более 20 законов и указов президента США, которые обеспечивают баланс интересов частных компаний-потребителей научно-исследовательской деятельности и конструкторских разработок, университетов и государства как основного инвестора НИОКР [4, с. 22].
Особого внимания заслуживает государственная поддержка малого инновационного бизнеса. В большинстве стран ему отводится ключевая роль в инновационном процессе.
По данным Национального исследовательского бюро США, малые фирмы за последние 20 лет создали в четыре раза больше научно-технических нововведений на 1 доллар, по сравнению с большими компаниями (до 1000 работников) и в 24 раза больше, чем большие корпорации [6, с. 90].
Поэтому на поддержку малого инновационного предпринимательства в США ежегодно расходуется 5 млрд. долл. из государственных средств и 935 млн. долл. — из средств частного сектора [4, с. 22].
Во многих других странах, например в Португалии, Ирландии, Испании, Южной Корее, Канаде в малый инновационный бизнес вкладывается более 50 % всех средств, выделяемых правительством на поддержку научный исследований [3, с. 24].
Целесообразной можно считать практику создание государственных бизнес-инкубаторов и технопарков, которые оказывают зарегистрированным в них компаниям услуги (информационные, консультационные, правовые и др.) по льготным тарифам. Кроме того, фирмам-арендаторам здесь предоставляется льготное финансирование в соответствии с правительственными программами поддержки малого и среднего инновационного бизнеса. [7, с. 24].
Все это создает благоприятную среду развития малых инновационных фирм. Как свидетельствует практика США и западноевропейских стран ЕС, средняя выживаемость новых фирм, пользующихся услугами инкубаторов и технопарков составляет
Особое внимание в настоящее время уделяется исследованиям в сферах энергетики и энергосохраняющих технологий; создания новых материалов, новых полупроводниковых устройств; создания и применения искусственного интеллекта, а также запоминающих устройств с высокой степенью защиты информации; биотехнологии, оптоэлектроники, формирования новых медицинских устройств и способов диагностики.
Страны-лидеры экономического развития уделяют большое внимание поддержке не только отдельным предприятиям, внедряющим инновационные технологии, но и целым инновационным отраслям своей экономики: аэрокосмической, химической, электронного машиностроения и др. [8, c.
Однако развитие научно-исследовательской деятельности и формирование инновационной экономики требует наличия соответствующих научных кадров, высококвалифицированных специалистов и рабочих. Одни из них генерируют инновационные идеи, другие — внедряют их в производство, занимаются рационализацией и усовершенствованием техники.
В связи с этим, следует подчеркнуть важную роль государства в создании и регулировании системы образования, в рамках которой происходит подготовка и постоянное повышение квалификации как научных работников, так и профессионалов в разных отраслях экономики.
Отметим, согласно Распоряжению Правительства РФ от 17.11.2008 N
Одна из проблем сложившейся модели экономического роста заключается в том, что увеличение доходов населения, опережающее темпы роста валового внутреннего продукта, сопровождается усилением экономической дифференциации. Поэтому переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.
Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям.
Первое направление — развитие человеческого потенциала России.
Второе направление — создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику
Третье направление — структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития
Четвертое направление — закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов
Пятое направление — расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда
Шестое направление — переход к новой модели пространственного развития российской экономики [9, 28].
Анализ международной практики позволяет сделать вывод о важной роли государства в формировании и развитии экономики.
Государство создает фундамент инновационной экономики, а так же осуществляет поддержку развития инновационной экономики благодаря:
— разработке национальных программ развития науки и технологий;
— созданию и регулированию национальной системы образования, которая с одной стороны, является базой для проведения фундаментальных научных исследований, а с другой стороны, занимается подготовкой будущих научных работников, высококвалифицированных специалистов в различных сферах науки, техники, экономики, а также организует их последующее повышение квалификации;
— государственному финансированию фундаментальных научных исследований.
Таким образом, государство, укрепляя свой научный потенциал, способствует развитию национальной экономики на инновационной основе, что повышает ее конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве.
Библиографический список: