Евразийский
научный
журнал

Роль династии Саманидов в истории Узбекской государственности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сабиров Санжарбек Халдарович
Рубрика: Исторические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2015»  (сентябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 3997
Показать PDF версию Роль династии Саманидов в истории Узбекской государственности
Сабиров Санжарбек Халдарович
Директор академического лицея при Андижанском Государственном университете

Государственность Узбекистана имеет чрезвычайно древнюю историю. После обретения нашей страной независимости данная тема была всесторонне изучена и на данный момент достаточно подробно освещается в учебниках истории. При тщательном анализе исторических событий большое значение имеют изучение их на основании первичных источников и объективная оценка. Ибо, как утверждал наш Президент, «основы узбекской государственности были заложены еще 2700 лет назад именно в Хорезмском оазисе. С данной точки зрения история нашей национальной государственности стоит в одном ряду с историей таких древнейших государств, как Египет, Индия, Иран.”[1.3]

В истории узбекской государственности особое место занимает династия Саманидов, потомков Саманхудата. Имевшее своей столицей сначала Самарканд, затем Бухару, государство Саманидов (865-999 гг) в свое время отличалось прочной политической стратегией. За свою преданность халифу Маъмуну в 819-820 гг внуки Саманхудата назначаются хакимами городов: Нух – Самарканда, Ахмед – Ферганы, Яхё – Шаша и Уструшана, Иляс становится хакимом Герата. На первый взгляд может создаться впечатление, будто каждая область подчинялась наместнику Хорасана. В действительности же положение было следующим. Четверо братьев и во внутренней, и во внешней политике беспрекословно подчинялись старшему - Нуху. В IX веке в политической жизни Мавераннахра произошли радикальные изменения. Государством управляли сначала Нух, потом Ахмед. После смерти Ахмеда (в 865 г.) его старший сын Наср, объявив Самарканд столицей, предпринял попытку отделить Мавераннахр от Хорасана. После правления тахиридов Бухара становится территорией, подчинённой Саффаридам. Феодальная раздробленность и внутренние войны истощили народ Бухары. Ввиду этого представители просвещённой интеллигенции города собрались у Абу Абдуллы, сына покойного хаджи Абу Хафс Кабира, который в своё время был великим правителем [2.148]. После долгого обсуждения будущего Бухары Абу Абдулла направил в Самарканд Насру ибн Ахмеду гонца с письмом, в котором просил послать в Бухару эмира. В ответ Наср ибн Ахмед в 874 году отправил своего младшего брата Исмаила в Бухару в качестве нового правителя. Жители города во главе с Абу Абдуллой прибыли в Керману для встречи нового эмира.

Каждый год эмир Исмаил должен был отправлять в Самарканд в качестве налога из казны Бухары 700 000 дирхамов [3.338]. Однако впоследствии, укрепив свое господство в городе, Исмаил, не считаясь с Насром, решил оставить весь доход в своём распоряжении. Это обстоятельство вызвало конфликт между двумя братьями. В 888 году началась война между эмиром Исмаилом и эмиром Насром. В этой войне верх одержал Исмаил. Согласно свидетельству Наршахи, Исмаил приехал к побеждённому Насру и, поцеловав землю, сказал: «Эй, эмир! Я признаюсь в своей ошибке, я во всем виноват, в достоинствах ты выше меня, и прости меня за этот большой грех!» [4.152]. Это свидетельствует о том, что уважение и повиновение младшего старшему, свойственные исламу и тюркским народам, наследуются нами с древних времен.

В произведении «Ятимат ад-дахр фима хомси ахли аср» («Образованные люди нашего времени») восточного мыслителя Абу Насра ас Саалиби сказано: «Уважение старших заключается не только в соблюдении их наставлений, поклонении им, но и в деликатном разъяснении ошибок в их деятельности, указании им правильного пути» [5.173]. В вышеупомянутом историческом событии нашли свое отражение достоинства, свойственные нашей нации. Наср сел на коня, эмир Исмаил и его друг Исхак придержали стремя и отправили Насра обратно в Самарканд. Эмир Наср вернулся в столицу и умер в 892 году. После его смерти эмир Исмаил, прибыв в Самарканд, привел в порядок государственные дела и назначил хакимом Самарканда сына Насра - Ахмеда ибн Насра [6.154]. После чего эмир Исмаил фактически стал правителем Мавераннахра, столицей которого была Бухара.

Арабские халифы не приветствовали усиление господства Исмаила в Мавераннахре. Халиф Муттазид (892-902 гг) стремился любым путём сохранить свое господство в Мавераннахре. Чтобы воевать с эмиром Исмаилом, он воспользовался саффаридами. В 898 году халиф пригласил во дворец аристократов – купцов из Центральной Азии, и при них зачитал указ об отстранении Исмаила от власти в Мавераннахре и назначении вместо него эмира Лайса Саффари (879-900 гг). Халиф отправил этот указ саффаридам в Хорасан вместе с роскошными дарами [7.339]. Единственной целью халифа было укрепление своего господства в Мавераннахре и ослабление обоих эмиратов.

В 900 году состоялась продолжительная битва между эмиром Исмаилом и эмиром Лайсом. При поддержке местного населения победил эмир Исмаил. Согласно записям Наршахи, 2 мая 901 года пленённого эмира ибн Лайса со всеми почестями привели к эмиру Исмаилу. Эмир Исмаил, обладавший такими достоинствами, как человечность, гуманность, гостеприимство и великодушие, вернул все имущество, потерянное в бою эмиром Лайсом, и с почетом отправил его в Багдад.

Основатель государства Саманидов Исмаил Самани для укрепления независимости Мавераннахра внедрил сильную систему государственности. Своими реформами Исмаил Самани, стремясь установить прочную централизованную власть, создал государственный аппарат, состоящий из канцелярий (даргохов) и управлений (диванов).

Так же, как и в тюркских и западных феодальных государствах, при дворе Саманидов назначались начальники управлений и руководители канцелярий.

Центральный аппарат состоял из десяти управлений. Во времена правления Насра II в их честь вокруг площади Регистан были воздвигнуты 10 зданий, и о названиях этих управлений Наршахи дает соответствующие сведения.

Канцелярией главного визиря был Худжайи бузуруг. Он управлял центральным государственным аппаратом, и ему подчинялись все начальники остальных управлений. В эпоху Саманидов эта должность доставалась выходцам из знатных семей Мавераннахра: жайханидам, баламидам и утбидам (касты, соответствующие аристократам Древней Греции либо патрициям Древнего Рима).

Управление финансами – Диван мустауфи. Данное управление располагало специальным штатом казначеев, которые занимались учетом доходов и расходов государства. Управление мустауфи можно сопоставить с нынешним министерством финансов.

Управление государственной официальной документации – Диван ар расоил или Диван амид ал мулк. Через данную инстанцию проходила вся важная государственная документация. Кроме этого через неё осуществлялись также дипломатические связи с другими государствами. Диван ар расоил играл важную роль в политической жизни государства и в эпоху Газнавидов.

Начальник охраны – дивани шуръат. Это управление руководило специальными воинскими частями и занималось обеспечением воинов продовольствием и выдачей им жалованья.

Управление почтой – дивани барид. В распоряжении этого управления были несколько гонцов и почтовых лошадей. Примечательной стороной является то, что почтовые чиновники находились в подчинении у центра и не были подотчётны местным властям. Своевременное доведение правительственной информации и сведений было не единственной их задачей: они также сообщали центру о действиях и поступках местных правительственных чиновников. Таким образом, правитель имел возможность быть осведомленным о ситуации на местах.

Управление мухтасибов. Основной функцией данного управления был контроль над весами торговцев. Кроме этого, на мухтасибов была возложена задача по контролю качества продукции, изготовляемой городскими ремесленниками. Наряду с недопущением реализации низкокачественных товаров, они могли запрещать излишнее повышение цен на такие необходимые товары для населения, как мясо, молоко, хлеб и др. Мухтасибы также вели нравственный контроль над населением города, к примеру, следили за тем, чтобы жители не употребляли алкогольные напитки и не курили в общественных местах.

Управление мушрифов. В государстве Саманидов данное управление контролировало общие финансовые расходы и, в частности, расходы казны. В условиях феодального общества было сложно отличить казну падишаха от государственной казны. Задача мушрифов в основном заключалась в контроле расходов на дворец правителя.

Управление юстиции (Девони Аддия) распоряжалось государственной земельной собственностью и землями, принадлежавшими правящей династии.

Управление вакуфов. Это управление занималось контролем имущества, земли и вод, переданных в дар мусульманским организациям.

Управление судебных дел (Козилик ишлари девони). Через это управление осуществлялся контроль над местными казиями (судьями). Если лицо, дело которого было передано в судебную инстанцию, работало на высокой должности, то его судьба решалась лично правителем либо назначенным им представителем правящей династии.

В целях установления прочной централизованной власти Исмаил Самани проводил свои реформы и совершенствовал систему государственности, исходя из требований своего времени на основе следующих критериев:

- было налажено системное управление столицы над областями;

- управление дворцового управляющего осуществляло контроль над расходами, связанными со снабжением дворца;

- был разработан эффективный механизм поощрения и наказания при распоряжении государственной территорией, управлении страной, распределении организационных задач;

- была усовершенствована деятельность послов по внешнеэкономическим вопросам с сопредельными странами.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что история узбекской государственности с древних времен имеет свой прочный фундамент. И мы должны быть достойными наследниками великих предков, внёсших свой вклад в развитие мировой цивилизации.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зиё А. Ўзбек давлатчилиги тарихи (История узбекской государственности). -Т.: Шарқ, 2001

  2. Наршахий. Бухоро тарихи (История Бухары).-Т.: Мерос, 1991

  3. Гафуров Б. Таджики.-М.: Наука, 1972

  4. Турсунов Н. “Ятимат ад-дахр фи-маҳолиси ахли аср”. Инсон - буюк мўжиза. («Образованные люди нашего времени». Человек – великое чудо) -Т., 2004

  5. Толстов С, Набиев Р, Ғуломов Я, Шишкин В. Ўзбекистон ССР тарихи. (История Узбекской ССР). Том I.- Т., 1956