Евразийский
научный
журнал

Рецензия на учебник Т.1 Бидова Б.Б., Ганаева Е.Э., Муцалов Ш.Ш. «Уголовное право. Общая часть. Краткий курс» и Т.2. «Уголовное право. ОСобенная. Краткий курс» Бидова Б.Б., Ганаева Е.Э., Муцалов Ш.Ш. – Кисловодск: ИЦ «Магистр», 2016г.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Оссауленко Светлана Леонидовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 1611
Показать PDF версию Рецензия на учебник Т.1 Бидова Б.Б., Ганаева Е.Э., Муцалов Ш.Ш. «Уголовное право. Общая часть. Краткий курс» и Т.2. «Уголовное право. ОСобенная. Краткий курс» Бидова Б.Б., Ганаева Е.Э., Муцалов Ш.Ш. – Кисловодск: ИЦ «Магистр», 2016г.

Оссауленко Светлана Леонидовна
к.ю.н., доцент кафедры ГПД
Северо-Кавказского филиала
Московского Гуманитарно - Экономического Института

В период, когда масштабы преступности представляют серьезную опасность для жизни общества и государства, большое значение имеет надлежащая организация борьбы с этим социальным злом. Наряду с необходимостью осуществления более интенсивных и радикальных общесоциальных, экономических и политико-правовых мер по его сдерживанию, стратегия борьбы с преступностью предполагает также научное, информационное, кадровое обеспечение данной задачи. "Опора на науку - наиболее рациональный путь совершенствования практики борьбы с преступностью" (В.Н. Кудрявцев). В нашей стране явно недостает опытных и квалифицированных специалистов по проблемам уголовной юстиции. Соответственно современный работник уголовной юстиции должен быть не только юридически грамотен, но и обладать профессиональным мастерством, глубоким правосознанием и безупречной нравственностью. Поэтому подготовка высококвалифицированных юристов для этой системы - важная и актуальная задача.

Уровень знаний студентов, необходимых в будущем для их плодотворной работы, зависит от качества, содержательности, научности, информационной емкости учебного материала по изучаемым в юридических вузах дисциплинам, особенно криминального цикла, включающего в себя и уголовное право.

На сегодняшний день издано значительное количество учебной литературы по курсу "Уголовное право". Однако многие учебники грешат описательным подходом к изложению материала, заключающимся в переписывании норм закона с параллельными комментариями, пояснениями. По нашему убеждению, этого явно недостаточно для литературы, относящейся к рангу учебной. Одно дело разъяснять уже сформировавшемуся практическому работнику новую норму закона и совсем другое - изложить ее студенту, только начинающему познавать смысл и суть уголовного права. Очень важно преподнести ему материал с соответствующей оценкой, как исторической, так и перспективной, обозначить место и роль изучаемой нормы или института в системе всего уголовного права, выработать у студента собственную шкалу приоритетов, с тем, чтобы впоследствии он сам смог правильно оценить и применить то или иное положение закона. Именно такие цели преследует рецензируемый учебник, написанный (http://kalinovsky-k.narod.ru/p/upp/upp.htm) коллективом авторов Чеченского государственного университета.

Предлагаемый учебник по уголовному праву несколько отличается от ранее изданных учебников по структуре и содержа­нию. Во-первых, в нем объединены логической связью виде двух томов Общая и Особенная части уго­ловного права. Во-вторых, каждая тема разбита на ключевые вопросы, определяющие структуру главы. Авторы считают, что этот вариант способствует более ус­пешному усвоению материала.

Сформулированные ключевые вопросы заранее ориентируют студентов, на чем следует сконцентрировать основное внимание. Это делает процесс информационного поиска более целенаправлен­ным. Тем более, что в самой главе ответы на эти вопросы, соответ­ствующие дефиниции специально выделены.

Одной из важнейших целей организации учебного процесса в юридических учебных заведениях является сближение теории права с практикой его применения. Особо это касается уголовного права, где центральной проблемой является правильная квалифи­кация преступлений, которая невозможна без профессионально грамотного толкования соответствующих уголовно-правовых норм. Этому способствуют предлагаемые практические ситуации, построенные, как правило, на материалах конкретных уголовных дел. Авторы стремились связать ключевые вопросы каждой темы с практическими заданиями, что позволит более прочно усвоить теоретические и практические аспекты соответствующих основ­ных положений.

Учебник подготовлен на основе ФГОС по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» в соответствии с учебным планом ФГБОУ ВО ЧГУ по дисциплине «Уголовное право».

Не последнее место в образовании юристов занимает привитие навыков ораторского искусства. Данный учебник, будучи написанным хорошим профессиональным языком, с употреблением значительного числа устоявшихся в юриспруденции латинских выражений, способствует формированию у студента профессиональной лексики.

К числу несомненных достоинств учебника относится большой научный аппарат, вобравший в себя как значительное количество работ отечественных и зарубежных авторов, так и многочисленные российские, иностранные и международные законодательные источники, включая памятники права.

Однако у данного учебника, по нашему мнению, есть и недостатки. Так, вызывает сожаление, что авторы недостаточное внимание уделили законодательству ближнего зарубежья, которое могло бы подкрепить их собственные суждения.

В целом учебник оставляет хорошее впечатление, он ценен в теоретическом и практическом плане, будет весьма полезным для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, работников правоохранительных органов и всех, кто интересуется проблемами уголовного права.