Евразийский
научный
журнал

Региональный инновационный проект «Развитие правовой культуры участников образовательных отношений: подготовка кадров и разработка механизма общественной экспертизы безопасности образовательной среды»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Савостина Елена Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 1124
Показать PDF версию Региональный инновационный проект «Развитие правовой культуры участников образовательных отношений: подготовка кадров и разработка механизма общественной экспертизы безопасности образовательной среды»

Савостина Елена Викторовна,
Директор МБОУ «Лицей №3» г. Барнаула,
Заслуженный учитель Российской Федерации,
Почётный работник общего образования РФ,
Учитель химии высшей квалификационной категории
E-mail: ljazet@mail.ru

Аннотация. В статье описывается инновационный проект включённый в реестр региональных инновационных площадок Алтайского края в соответствии с Приказом Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края № 1989 от 20.11.2015 года «Об утверждении перечня региональных инновационных площадок».

Ключевые слова. Информационная, психологическая и правовая безопасность, образовательная среда, информационная среда

Каждого родителя интересуют вопросы развития своего ребёнка. И не только интеллектуального, но и духовного, эмоционального, нравственного. Вопрос формирования безопасной информационной среды детей и подростков не остаётся в стороне, напротив, оказывается в центре внимания общества.

Ребёнок в возрасте до 18 лет большую часть своего активного времени проводит в стенах образовательной организации. Поэтому важно обеспечить информационную безопасность именно этой среды.

Применительно к образовательной среде и деятельности образовательного учреждения «информационная безопасность» является абсолютно новым понятием. На протяжении последних десятилетий был принят целый ряд законодательных актов, направленных на обеспечение безопасности страны. Среди них «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» от 09. 09.2000 г. (№ПР-1895); 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12. 2010 г., Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» от 02. 07. 2012г. и др. Как следствие, современная образовательная организация работает в условиях введения нового нормативного поля, которое призвано обеспечить безопасную образовательную среду.

Однако, как у родителей, так и у педагогов нет информированности по работе в рамках указанных законов в образовательном учреждении, нет и механизмов вскрытия «зон вызовов»:

  • высокая внушаемость подростков,
  • отсутствие знаний о психологии подростка в конфликтных ситуаций у родителей,
  • недостаточность умений педагогов понимать слова-маркеры детской речи и свои собственные, запускающие ситуацию разрушающего конфликта и нарушений безопасности условий и процесса педагогического взаимодействия.

В рамках формирования инновационной инфраструктуры системы образования Алтайского края педагогический коллектив МБОУ «Лицей №3» г. Барнаула разработал инновационный проект «Развитие правовой культуры участников образовательных отношений: подготовка кадров и разработка механизма общественной экспертизы безопасности образовательной среды». В соответствии с Приказом Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края № 1989 от 20.11.2015 года «Об утверждении перечня региональных инновационных площадок» проект был включён в реестр региональных инновационных площадок Алтайского края.

Замысел реализации проекта включает в себя идею привлечения участников образовательных отношений к формированию информационной безопасности образовательной среды. Предметом инновационной деятельности данного проекта выступает организация подготовки кадров-экспертных групп из представителей 3 целевых категорий образовательной среды: родители, школьники и учителя.

Привлекая их к реализации проекта налаживается взаимодействие межшкольного сотрудничества, межпоколенческого взаимодействия по решению вопроса формирования безопасной информационной среды школы.

Акцент делается на подготовку детей, их родителей, педагогов, владеющих информацией и инструментарием экспертизы безопасности образовательной среды в части не только условий, но и самого процесса образовательной деятельности, широкое правовое просвещение позволяет обеспечить взаимодействие и диалог государства в лице учредителя, представителей организаций регуляторов и гражданского общества, в целом формируя правовую культуру граждан.

Проект рассчитан сроком на три года (2016 – 2018 года) и состоит из 4 основных блоков.

На сегодняшний день осуществляется работа первого этапа проекта. Успешно разработана просветительская программа для подготовки кадрового и информационного ресурса для обеспечения успешной реализации замысла проекта. Запланировано проведение серии стажёрских практик для педагогов и руководителей образовательных организаций по направлениям «Информационная культура и безопасность образовательной организации», «Психологическая культура и безопасность образовательной организации» и «Правовое обеспечение информационной̆ и психологической безопасности образовательной среды». По этим же направления разрабатываются сценарии проведения просветительских семинаров для родителей и школьников. По итогом первого блока проекта будут подготовлены экспертные группы из числа родителей, учащихся и педагогов.

Подготовленные экспертные группы на втором этапе проекта осуществят работу по проведению комплекса просветительских семинаров для школьных сообществ на тему психолого-информационной безопасности образовательной среды и ее правового обеспечения. На этом же этапе для участников образовательных отношений будут организованы встречи со специалистами прокуратуры, КДН и ЗП, Центра социальной помощи семье и детям, Центра информационной безопасности ребёнка.

Третий этап проекта посвящён организации и проведению общественных экспертиз образовательной среды школ – участников проекта. На основе экспертного анализа осуществляется проектирование информационной, психологической и правовой культуры и безопасности школы в условиях индивидуальной образовательной организации.

Заключительный, четвёртый этап проекта направлен на продвижение проекта на территории Алтайского края. Запланировано проведение отработанной программы обучения для тьюторов в школах –стажёрах. Осуществляется работа по обобщению и презентации опыта инновационной деятельности.

На всех этапах проекта осуществляется непрерывный мониторинг, включающий в себя анкетирование, консультирование, распространение информации о проекте в СМИ.

По итогам реализации 3-х лет проекта будет

  • построена модель безопасной информационной и психологической среды образовательной организации;
  • на уровне школы, муниципалитета, Алтайского края будет создана система мониторинга качества условий организации образовательного процесса, общеобразовательной среды, гарантирующих информационную, психологическую и правовую безопасность образовательной среды;
  • разработана просветительская программа «Безопасная образовательная среда»;
  • подготовлены кадры из числа родителей, учащихся и педагогов, владеющих информацией и инструментарием экспертизы безопасности образовательной среды в части не только условий, но и самого процесса образовательной деятельности;
  • описан механизм взаимодействия с представителями регуляторов по обеспечению безопасной правовой, информационно-коммуникационной и психологической среды школ.

Список литературы:

  1. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций. Утверждены заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко 14 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/3710.
  2. Рубцова О. В. Экспертиза информационной безопасности образовательной среды// Педагогический сборник. №1, 2016. [Электронный ресурс] // URL:http://1.u0143081.z8.ru/doc/rubtsova.pdf
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/12181695
  4. Ясвин В.А., Рыбинская С.Н. Методологические основы системной экспертизы и консалтинга в сфере образования // Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе / Под ред. В.А.Ясвина, С.А.Беловой. М.: Смысл, 2009. С. 46-71.
  5. Ясвин В.А. Школа как развивающая среда. – М.: Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010. (Серия: Научно-издательский проект в поддержку национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).