Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Салова Н.С.
Магистрант 2 курса, Россия, Ставрополь
Северо-Кавказский федеральный университет
В статье прослеживается динамика развития санаторно-курортного комплекса регионов России, выявляются факторы, оказывающие непосредственное влияние на сдерживание роста в данной сфере и предложены пути по совершенствованию развития санаторно-курортного комплекса регионов.
Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, региональная экономика, санаторно-курортные учреждения, социальная экономика, курортное дело, региональная политика.
На современном этапе развития экономики российских регионов увеличивается значимость санаторно-курортного комплекса, который может являться хорошим подспорьем для областных и краевых бюджетов. Кроме того, основной задачей санаторно-курортной службы является развитие и повышение качества санаторно-курортного и реабилитационного лечения, что служит гарантом сохранения и восстановления функциональных ресурсов работающего населения страны, а также людей с профессиональными заболеваниями, и продлевает сроки полноценной производственной деятельности. Поэтому развитие санаторно-курортного комплекса Российской Федерации до уровня мировых стандартов – весомая социально-экономическая проблема всего российского общества. Для более полного исследования автором были изучены труды и концепции исследователей в области лечебно-оздоровительного туризма: Д.И. Асланова [1], А.М. Ветитнева [2], Ш.С. Зикировой [4], Р.Ш. Зиннатовой [5], М.А. Магомедова [6], Д.С. Микояна [7], М.С. Оборина [9], которые изучали основные принципы формирования санаторно-курортной деятельности в условиях взаимодействия природных лечебных факторов и социально-экономических параметров территории, предлагали различные научные подходы и методы анализа, а также определяли подходы к регулированию и развитию санаторно-курортной отрасли России. В область наших исследований входит оценка потенциала и особенностей санаторно-курортного комплекса России на основе анализа динамики развития его территориальных организаций. Анализ различных направлений устройства СКК с учётом социально-экономических особенностей региона даёт возможность более точно определять пути его развития в будущем и более полно использовать ресурсы, организующие комплексы.
В отличии от всего мирового опыта области развития лечебного туризма, у России свой, самобытный путь развития в данном направлении. Во-первых, она является огромной страной, обладающей уникальными природными и рекреационными ресурсами, не имеющими аналогов в мире. Во-вторых, наша страна уже имела опыт такого развития санаторно-курортного дела, когда данная система являлась лучшей в мире и была доступна для всех слоев населения, ежегодно обслуживая до 50 млн. человек, и надо заметить, совершенно бесплатно [8].
Сегодняшнее положение санаторно-курортного комплекса России есть результат реформирования страны, начавшееся в 90-е годы прошлого столетия и имевшее целью поставить экономику на рельсы рыночного развития. В 1991 году, после распада Советского Союза, распался и некогда единый ССК большой страны. Россия лишилась ключевых курортных территорий на Балтике и Черноморском побережье, в Карпатах и Крыму, утратила большую часть Азовского побережья и Закавказья. Но и собственные курорты России были подорваны тяжёлой экономической ситуацией того переходного периода. Обозначилась тенденция к уменьшению общей численности предприятий: с 7263 в 1985 г. до 5810 в 1995 г., или на 19,7% [8, 10]. Такая тенденция существует до сих пор. По данным на конец 2014 года курортный комплекс страны представлен всего лишь 1905 санаторно-курортными организациями на 443000 койко-мест [3]. Наглядно динамику изменения числа санаторно-курортных организаций можно проследить по рисунку 1.
Рис.1. Число санаторно-курортных организаций в целом по России
Многообразные природные лечебные ресурсы и их использование в лечебных и оздоровительных целях определяют месторасположение санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на территории России. По данным Росстата [11] больше всего СКО приходится на Приволжский Федеральный округ (ПФО), что составляет 22% от общего числа российских санаториев. На втором месте – Центральный Федеральный округ (17,9%). Третье место занимает Южный Федеральный округ (13%). До 2010 года наибольшее число учреждений СКК регистрировалось в ЮФО (487), но с момента отчленения от него СКФО (172), он сдал свои позиции в пользу Приволжского (445) и Центрального (368) федеральных округов. Наименьшее количество санаторно-курортных учреждений располагается в Северо-Западном (7,5%), Уральском (5,6%) и Дальневосточном (3,9%) Федеральных округах соответственно. В Северо-Западном Федеральном округе динамика роста коллективных средств размещения в 2,5 раза превышает аналогичный показатель, квалифицирующий темпы развития СКО. Такая ситуация типична и для Дальнего Востока, где пусковым механизмом для развития данной ситуации явилось проведение в 2012 году саммита АТЭС.
Таким образом, динамику развития СКО в федеральных округах России за последние годы можно охарактеризовать как отрицательную. Такое состояние дел в курортной сфере сложилось в недавнем прошлом, когда упал спрос на санаторно-курортное лечение в связи с высокими ценами на данный вид услуг по сравнению с подобными центрами в Европе и на Ближнем Востоке, а, как известно, число санаторно-курортных учреждений напрямую зависит от денежного дохода граждан. Кроме того, присутствует непосредственная связь между количеством СКО и численностью населения. Так, за последние годы, наибольший естественный прирост населения прослеживался на территории СКФО (+9,2), УФО (+2,7) и СФО (+1,6), вызванный усиленным распространением в этих регионах исламской религии, где предпочтение отдаётся большим семьям. В целом по России в среднем наблюдается несущественный естественный прирост населения.
Проведённые автором расчеты статистических данных выявили доли (%) числа санаторно-курортных организаций субъектов Российской Федерации в целом по стране. Для сравнения приведем данные за 2002 и 2014 года.
В 2002 году в долю с наивысшим показателем ( > 7,35%) входит Краснодарский край. Долю с показателем 4,9 – 7,34% заняли Московская и Свердловские области. Доля с показателями 2,45 – 4,89% принадлежит Ставропольскому и Пермскому краям, Кемеровской, Самарской, Свердловской и Челябинской областям, а также Республике Башкортостан. Наименьшая доля числа санаторно-курортных организаций с показателем 0 – 2,44% сосредоточена на большей территории страны, куда входят все остальные субъекты РФ.
В 2014 году лидером по-прежнему остается Краснодарский край. В доле с показателем 2,45 – 4,89% осталась Московская область, к которой прибавились Ставропольский край и Республика Крым. Возрастание количества санаторно-курортных организаций в Ставропольском крае обусловлено тем, что за последние три года было введено в эксплуатацию 62 объекта туристско-рекреационной направленности, а также ежегодно краевой думой утверждается перечень приоритетных направлений инвестиционной деятельности, среди которых есть строительство новых, реконструкция и развитие действующих объектов санаторно-курортного назначения.
В 2014 году доля с показателями 2,45 – 4,89% принадлежит Свердловской, Челябинской и Кемеровской областям, а также Республике Башкортостан. Сокращение числа санаторно-курортных организаций в этих регионах связано с недостаточным финансированием данной сферы, оттоком кадров, а также развивающейся индустрией SPA-услуг. Однако, одной из основных проблем на сегодняшний день является отсутствие лицензий у санаториев на право заниматься медицинской деятельностью. Наименьшая доля числа санаторно-курортных организаций с показателем 0 – 2,44% по-прежнему осталась без изменений.
Доля мест в санаторно-курортных организациях по субъектам РФ распределилась соответственно [12]. Так, в долю с наивысшим показателем ( > 16,19%) входит Краснодарский край. В интервал 10,8 – 16,18% не вошел ни один из субъектов Российской Федерации. Доля с показателем 5,4 – 10,79% принадлежит Московской области и Ставропольскому краю. Все остальные регионы РФ заняли низший показатель числа мест в санаторно-курортных организациях (0 – 5,39%).
Среди природных лечебных ресурсов каждого региона, позиционирующего себя с курортной зоной, необходимо акцентировать внимание на тех ресурсах, которых нет в других регионах, что делает их уникальными для данной местности. Такая исключительность является основанием для установления на определённый ресурс монопольной цены не только на региональном и национальном уровнях, но даже на глобальном. Таким образом возникает региональная монополия на данный ресурс.
Санаторно-курортный комплекс каждого региона нужно рассматривать в комплексе, оценивать его как цельную социально-экономическую систему, где существенная роль должна отводиться управлению. При этом эффективность управления СКК региона должно быть не только подчинено федеральной и местной законодательно-нормативной базе, но и создавать климат для привлечения инвестиций в санаторно-курортную отрасль, заставляя принимать участие в управленческом процессе каждую составляющую комплекса.
Для развития СКК необходимо вести такую политику, которая показывала бы всю ценность и привлекательность курортов на данной территории, т.е. претворять в жизнь успешную маркетинговую политику, разрабатывая долгосрочные программы. Сегодня такое позволить себе может только ЮФО, знаменитый такими курортами как Анапа, Сочи, Геленджик, Адлер, Туапсе. На других территориях региональный бюджет не позволяет делать этого, поэтому надо находить другие пути привлечения туристов, например, путём взаимодействия СКО с крупными промышленными предприятиями. Такой выход из сложившейся ситуации очень перспективен для регионов с развитой промышленностью, например, для УФО.
Одна из важных проблем развития СКК во всех регионах страны – слаборазвитая материально-техническая база комплекса, с которой регионы в настоящее время не могут справиться самостоятельно, без помощи федерального бюджета, поэтому спланированная государственная поддержка – необходимое условие успешного развития СКК страны.
При недостаточном внимании к будущему изменению и обновлению санаторно-курортной отрасли могут появиться проблемы, которые негативно скажутся на экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации на курортах, которые потеряют свою значимость и на внешнем рынке. В итоге СКК перестанет выполнять свою главную функцию – сохранение и улучшение здоровья населения как основного условия накопления человеческого капитала.
Литература:
Асланов, Д.И. Развитие теоретико-методологических основ трансформации санаторно-курортного комплекса региона: автореф. дисс. …д-ра экон. наук /Д.И. Асланов. – Екатеринбург, 2013. – 46с.
Ветитнев, А.М. Организация санаторно-курортной деятельности: учебное пособие /А.М. Ветитнев, Я.А. Войнова. – М.: Федеральное агенство по туризму, 2014. – 272с.
Здравоохранение в России. 2015: Стат. сб. /Росстат. – М., 2015. – 174с.
Зикирова, Ш.С. Реструктуризация как инструмент регулирования развития санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации / Ш.С. Зикирова, Е.Н. Подсевалова, О.О. Свирюкова // Сервис в России и за рубежом. – 2014. - №9 (56). – С. 24-35
Зиннатова, Р.Ш. Организационно-экономические условия развития санаторно-курортного комплекса региона: автореф. дисс. …канд. экон. наук /Р.Ш. Зиннатова. – М., 2009. – 27с.
Магомедов, М.А. Региональный санаторно-курортный комплекс: сегодня и завтра / М.А. Магомедов // Социология власти. – 2007. - № 1. – С. 165-172
Микоян, Д.С. Современное состояние, проблемы и перспективы развития санаторно-курортного комплекса страны /Д.С. Микоян // Российское предпринимательство. – 2008. - №5 (110). – С. 125-128
Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный статистический ежегодник / Госкомстат СССР. – М.: Финансы и статистика, 1987. – 766с.
Оборин, М.С. Социально-экономическая роль развития санаторно-курортной деятельности в Федеральных округах России: основные направления и динамика / М.С. Оборин // Вестник АГТУ. Сер. «Экономика», 2014. - №2. – С. 70-77
Российский статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. / Росстат. – М., 2012. – 786с.
Число мест в санаторно-курортных организациях [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.fedstat.ru/indicator/42104.
Число санаторно-курортных организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.fedstat.ru/indicator/42106.