Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Хегай Валентина Дмитриевна
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
Инженерная школа, кафедра Инноватики,
качества, стандартизации и сертификации
E-mail: by_valentine@mail.ru
Аннотация: В статье описано реформирование высшей школы и его влияние на систему высшего образования в России. Рассмотрена двухуровневая модель образования, а также приведена адаптационная модель магистратуры для бакалавров разных направлений.
Ключевые слова: реформа образования, адаптационная модель, двухуровневое образование, бакалавриат, магистратура, Болонская система образования
Образование в России является одним из наиболее важнейших сфер жизни общества. За долгий период времени, как среднее, так и высшее образование подвергалось различным реформам. Следствием последней из них стало внедрение Болонской системы, которое общество восприняло довольно двояко. Система имеет ряд нерешенных задач, вызывающих в свою очередь массу вопросов, как среди студентов, так и среди преподавателей.
Болонская система представляет собой три уровня образования — бакалавриат (bachelor), магистратура (master) и докторантура (PhD) [1]. Но в России пока еще остаются такие «уровни», как специалитет и аспирантура (рисунок 1). Причем работодатели в подавляющем своем большинстве отдают предпочтение выпускникам-специалистам, а не бакалаврам, что подталкивает последних поступать в ВУЗ за вторым уровнем образования.
Рисунок 1 — Уровни образования по Болонской и Российской системе образования
На фоне того, что российское образование стоит пока еще в начале пути адаптации Болонской системы, ВУЗы все чаще сталкиваются с такой проблемой, как сложность адаптации магистерской программы для непрофильных абитуриентов. Ведь помимо них и бакалавров с профильного направления в магистратуру поступают еще и специалисты, а также люди, окончившие вуз много лет назад. На рисунке 2 показана схема абитуриентов, поступающих на магистерские программы, где М1 — магистратура, Сn —специалисты с другого профиля, Б1 — профильные бакалавры, Бn — непрофильные бакалавры.
Рисунок 2 — Схема поступления абитуриентов в магистратуру
Одним из решений данной проблемы является, во-первых, классификация абитуриентов по уровню подготовки к восприятию магистерской программы, во-вторых, формирование адаптационного периода для выравнивания разницы в профессиональных навыках и умениях [2].
Классифицировать студентов по уровню подготовки можно на так называемые уровни (D — degree) по двум навыкам — знанию и умению применять эти самые знания. На рисунке представлена схема классификации абитуриентов по уровням подготовки, где D1 — «не знает, не умеет», D2 — «знает, не умеет», D3 — «знает, умеет».
Рисунок 3 — Схема классификации абитуриентов по уровням подготовки
После классификации абитуриентов-магистров на уровни подготовки, следует, во-первых, ввести курс вводных лекций для уровня D1, в целях ликвидации пробелов в теоретических аспектах курса. Во-вторых, применить активные методы обучения для начального уровня D1 и для уровней D2 и D3, такие как кейс-методы, деловые игры, круглые столы и другие. В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных технических и информационных новшеств [3]. В связи с чем, ориентация на активные методы обучения является одним из значимых составляющих стратегии реорганизации профессионального образования. Активное обучение включает в себя новые формы, методы и средства обучения, а также использование новых технических средств, однако, главное в учебном процессе по-прежнему остается активность студентов.
Поэтому при применении методов активного обучения, студенты уровня D3, будут привлекаться в качестве ассистентов или экспертов для проведения практических занятий, а студенты уровня D2 будут выступать в качестве помощников для проведения аудиторных лекций. Адаптационный период будет составлять 9 недель, то есть половина семестра.
В своем перспективном развитии магистерские программы должны включать в себя такие возможности, как горизонтальная мобильность, то есть должен быть предоставлен широкий выбор профилей подготовки, и вертикальна мобильность — интеллектуально-рейтинговый лифт для магистров, привлекательный контент обучения, а также связь с работодателями и перспектива трудоустройства с диплом магистра по профилю. Но в виду того, что новая двухуровневая система высшего образования только начинает свое существование, поэтому важнейшим моментом ее внедрения является адаптация студентов к новым реалиям. И чем быстрее пройдет эта адаптация, тем быстрее проявятся реальные положительные результаты нововведения Болонской системы образования.
Список используемых источников