Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Реформирование высшей школы в России: адаптационная модель двухуровневого образования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Хегай Валентина Дмитриевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 1799
Показать PDF версию Реформирование высшей школы в России: адаптационная модель двухуровневого образования

Хегай Валентина Дмитриевна
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
Инженерная школа, кафедра Инноватики,
качества, стандартизации и сертификации
E-mail: by_valentine@mail.ru

Аннотация: В статье описано реформирование высшей школы и его влияние на систему высшего образования в России. Рассмотрена двухуровневая модель образования, а также приведена адаптационная модель магистратуры для бакалавров разных направлений.

Ключевые слова: реформа образования, адаптационная модель, двухуровневое образование, бакалавриат, магистратура, Болонская система образования

Образование в России является одним из наиболее важнейших сфер жизни общества. За долгий период времени, как среднее, так и высшее образование подвергалось различным реформам. Следствием последней из них стало внедрение Болонской системы, которое общество восприняло довольно двояко. Система имеет ряд нерешенных задач, вызывающих в свою очередь массу вопросов, как среди студентов, так и среди преподавателей.

Болонская система представляет собой три уровня образования — бакалавриат (bachelor), магистратура (master) и докторантура (PhD) [1]. Но в России пока еще остаются такие «уровни», как специалитет и аспирантура (рисунок 1). Причем работодатели в подавляющем своем большинстве отдают предпочтение выпускникам-специалистам, а не бакалаврам, что подталкивает последних поступать в ВУЗ за вторым уровнем образования.

hegay_1.png

Рисунок 1 — Уровни образования по Болонской и Российской системе образования

На фоне того, что российское образование стоит пока еще в начале пути адаптации Болонской системы, ВУЗы все чаще сталкиваются с такой проблемой, как сложность адаптации магистерской программы для непрофильных абитуриентов. Ведь помимо них и бакалавров с профильного направления в магистратуру поступают еще и специалисты, а также люди, окончившие вуз много лет назад. На рисунке 2 показана схема абитуриентов, поступающих на магистерские программы, где М— магистратура, Сn —специалисты с другого профиля, Б1 — профильные бакалавры, Бn — непрофильные бакалавры.

hegay_2.png

Рисунок 2 — Схема поступления абитуриентов в магистратуру

Одним из решений данной проблемы является, во-первых, классификация абитуриентов по уровню подготовки к восприятию магистерской программы, во-вторых, формирование адаптационного периода для выравнивания разницы в профессиональных навыках и умениях [2].

Классифицировать студентов по уровню подготовки можно на так называемые уровни (D — degree) по двум навыкам — знанию и умению применять эти самые знания. На рисунке представлена схема классификации абитуриентов по уровням подготовки, где D1 — «не знает, не умеет», D2 — «знает, не умеет», D3 — «знает, умеет».

hegay_3.png

Рисунок 3 — Схема классификации абитуриентов по уровням подготовки

После классификации абитуриентов-магистров на уровни подготовки, следует, во-первых, ввести курс вводных лекций для уровня D1, в целях ликвидации пробелов в теоретических аспектах курса. Во-вторых, применить активные методы обучения для начального уровня D1 и для уровней D2 и D3, такие как кейс-методы, деловые игры, круглые столы и другие. В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных технических и информационных новшеств [3]. В связи с чем, ориентация на активные методы обучения является одним из значимых составляющих стратегии реорганизации профессионального образования. Активное обучение включает в себя новые формы, методы и средства обучения, а также использование новых технических средств, однако, главное в учебном процессе по-прежнему остается активность студентов.

Поэтому при применении методов активного обучения, студенты уровня D3, будут привлекаться в качестве ассистентов или экспертов для проведения практических занятий, а студенты уровня D2 будут выступать в качестве помощников для проведения аудиторных лекций. Адаптационный период будет составлять 9 недель, то есть половина семестра.

В своем перспективном развитии магистерские программы должны включать в себя такие возможности, как горизонтальная мобильность, то есть должен быть предоставлен широкий выбор профилей подготовки, и вертикальна мобильность — интеллектуально-рейтинговый лифт для магистров, привлекательный контент обучения, а также связь с работодателями и перспектива трудоустройства с диплом магистра по профилю. Но в виду того, что новая двухуровневая система высшего образования только начинает свое существование, поэтому важнейшим моментом ее внедрения является адаптация студентов к новым реалиям. И чем быстрее пройдет эта адаптация, тем быстрее проявятся реальные положительные результаты нововведения Болонской системы образования.

Список используемых источников

  1. Синицина, Л. В. Болонская конвенция в контексте модернизации Российского выс-шего образования [Текст] / Л. В. Синицина // Власть и управление на Востоке России. — 2010. — № 4. — С. 107-112
  2. Коротков М. А. Системный подход к качеству высшего профессионального образования / Аккредитация в сфере высшего профессионального образования России: состояние и перспективы: Материалы первой Всероссийской электронной научно-практической конференции экспертов в области качества профессионального образования, 2010. — С. 129-133.
  3. Аккредитация образовательных организаций в Российской Федерации в 2009-2010 гг.: аналитич. обозрение. — Вып. 2-й / В. Г. Наводнов, Г. Н. Мотова, Л. В. Тихонова. — М.: Изд-во Минобрнауки, 2011. — 62 с.