Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Красникова Н.В.,
воспитатель I КК,
МКДОУ БГО Детского сада №12 общеразвивающего вида,
г. Борисоглебск Воронежской области.
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования с введением ФГОС.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. В связи с этим передо мной встал вопрос создания оптимальных условий для полноценного речевого развития детей.
По моему мнению, организация речевой развивающей среды в группе, способствует повышению речевой активности детей дошкольного возраста, которая является эффективным, средством познания, изучения и передачи информации.
Вот почему для формирования речевой активности своих воспитанников решила создать познавательно – речевые центры, а групповое пространство спроектировать таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня физической активности, обогатив ее элементами стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Месторасположение речевой среды я определила с учётом интерактивности и полифункциональности своего группового пространства, психологической комфортности, безопасности и доступности.
Познавательно-речевая среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любым делом. Оборудование разместила по секторам ( центрам развития):
центр речевого общения уголок «Речецветик»;
центр театральный деятельности «Мы артисты»;
центр по исследовательской деятельности «Хочу все знать»;
центр по физическому развитию «Мы спортсмены»;
центр «Цветик-Семицветик»
В этих центрах размещено много познавательно-речевого материала: книги и энциклопедии, пособия для проведения артикуляционных упражнений «Повторяй за картинкой», «Веселый трубочист», комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы «Времена года», «Животные холодных и жарких стран», «Перелетные и зимующие птицы», игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, дидактические и настольные игры по развитию речи по лексическим темам «Расскажи о профессии», «Когда это бывает?», «Опиши картинку», «Магазин игрушек», «Вселенная Космоса», разрезная азбука, прописи «Пиши-читай», задания на логику «Веселый лабиринт», «Помоги Буратино найти дорогу», «Как пройти через лес»; разные алгоритмы и схемы, мнемотехники и мнемодорожки «Составь свою сказку», «Расскажи обо мне», «О каком цветке я рассказываю?», разнообразный материал для театрализованной деятельности: костюмы, различные виды театров, шапочки.
При построении нашей предметно-развивающей среды я использовала принцип учёта половых и возрастных особенностей детей. В связи с этим в группе созданы центры сюжетно-ролевых игр для девочек и для мальчиков, которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.
Моя работа ведется в тесном контакте с родителями и направлена на формирование речевого развития в семье. Для этого я использую традиционные формы и не традиционные формы работы:
организован уголок для родителей с указанием перечня игр по познавательно-речевому развитию детей дома;
оформлена фотовыставка «Мы играем целый день, целый день играть не лень»;
проведены консультации по созданию развивающей среды дома;
создана библиотека для родителей, куда вошли периодические методические и познавательные издания.
Думаю, что работу по данному направлению необходимо продолжать, так как эта тема очень актуальна в работе с дошкольниками. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, я способствую у них развитию познавательной активности, логического мышления, а самое главное повышению речевой активности.
Список литературы:
Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] : /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С.32 – 34.
Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. - М., 2000. - 18 с.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : /Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.